В площадном театре прошлых веков соединялись драматическое и цирковое искусство, русские и итальянские традиции, актуальные темы и народный юмор. Рассказываем, как на историю русского балагана повлияла комедия дель арте, кто такие раешники, деды и медвежатники, а еще — где сегодня можно посмотреть спектакли в традициях площадных театров.
Петр I был расположен к светским развлечениям и в 1702 году построил на Красной площади первый стационарный общественный театр, «Комедиальную храмину». Здесь ставил комедии приглашенный немецкий антрепренер Иоганн Кунст. Однако театр просуществовал всего несколько лет и в 1706 году закрылся.
При императрице Анне Иоанновне в Россию приехала труппа итальянского актера Антонио Сакки. До этого она работала с одним из реформаторов комедии дель арте Карло Гоцци. С ней труппа Сакки и познакомила российскую публику. Персонажи в этих спектаклях были постоянными: Пьеро, Коломбина, Арлекин, Доктор и купец Панталоне. Сюжет строился вокруг главных героев, Пьеро и Коломбины, которые должны были воссоединиться, а остальные персонажи им мешали или помогали. Влюбленные всегда играли с открытыми лицами, а остальные носили маски. Пьесы для этих спектаклей не писались — существовал общий сценарий и некоторые стихи, а часть реплик артисты придумывали прямо на сцене.
Труппа Сакки была популярна: артисты живо импровизировали, затрагивали актуальные для жителей столицы темы, не гнушались площадных шуток, а Арлекино был похож на популярного русского героя — Петрушку.
Некоторые исследователи полагают, что традиции русского шутовского балагана и иностранной комедии дель арте соединились в ранней драматургии Александра Сумарокова. Он учился в Шляхетском корпусе при дворе и мог видеть спектакли, которые ставила труппа Антонио Сакки. Первые произведения Сумарокова продолжали традицию комедии дель арте: он точно так же называл персонажей и брал за основу типовые сюжеты. А дополняло действо обилие развязных шуток, как это было принято тогда в балаганных представлениях. Литературовед Григорий Гуковский отмечал: «Первые комедии-фарсы Сумарокова более походят на интермедии из тех, которые представлялись на подмостках народного театра при Петре Великом, чем на правильную комедию Мольера и Реньяра».
В более позднем творчестве Александр Сумароков постепенно отошел от традиций низкого юмора — он создавал нравоучительные произведения, в которых неизменно торжествовала добродетель. В 1756 году писатель стал директором Российского театра и сделал его образцом высокого искусства: комедии здесь играли лишь назидательные, а чаще ставили трагедии и оперы.
Автор: Александра Ерошенко