Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

История русского балагана. Комедия дель арте в театрах для народа

В площадном театре прошлых веков соединялись драматическое​ и цирковое​ искусство, русские и итальянские традиции, актуальные темы и народный юмор. Рассказываем, как на историю русского балагана​ повлияла комедия дель арте, кто такие раешники, деды и медвежатники, а еще — где сегодня можно посмотреть спектакли в традициях площадных театров.

Александр Шевченко. Пьеро и Арлекин (Братья Сирано — жонглеры) (фрагмент). 1920. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Шевченко. Пьеро и Арлекин (Братья Сирано — жонглеры) (фрагмент). 1920. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Петр I​ был расположен к светским развлечениям и в 1702 году построил на Красной площади первый стационарный общественный театр​, «Комедиальную храмину». Здесь ставил комедии​ приглашенный немецкий антрепренер​ Иоганн Кунст. Однако театр просуществовал всего несколько лет и в 1706 году закрылся.

При императрице Анне Иоанновне​ в Россию приехала труппа итальянского актера Антонио Сакки. До этого она работала с одним из реформаторов комедии дель арте Карло Гоцци. С ней труппа Сакки и познакомила российскую публику. Персонажи в этих спектаклях были постоянными: Пьеро, Коломбина, Арлекин, Доктор и купец Панталоне. Сюжет строился вокруг главных героев, Пьеро и Коломбины, которые должны были воссоединиться, а остальные персонажи им мешали или помогали. Влюбленные всегда играли с открытыми лицами, а остальные носили маски. Пьесы для этих спектаклей не писались — существовал общий сценарий и некоторые стихи, а часть реплик артисты придумывали прямо на сцене.

Валерий Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валерий Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Труппа Сакки была популярна: артисты живо импровизировали, затрагивали актуальные для жителей столицы темы, не гнушались площадных шуток, а Арлекино был похож на популярного русского героя — Петрушку.

Некоторые исследователи полагают, что традиции русского шутовского балагана и иностранной комедии дель арте соединились в ранней драматургии Александра Сумарокова​. Он учился в Шляхетском корпусе при дворе и мог видеть спектакли, которые ставила труппа Антонио Сакки. Первые произведения Сумарокова продолжали традицию комедии дель арте: он точно так же называл персонажей и брал за основу типовые сюжеты. А дополняло действо обилие развязных шуток, как это было принято тогда в балаганных представлениях. Литературовед Григорий Гуковский отмечал: «Первые комедии-фарсы Сумарокова более походят на интермедии​ из тех, которые представлялись на подмостках народного театра при Петре Великом, чем на правильную комедию Мольера и Реньяра».

Леонид Соломаткин. Петрушка (фрагмент). 1882. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Леонид Соломаткин. Петрушка (фрагмент). 1882. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов

В более позднем творчестве Александр Сумароков постепенно отошел от традиций низкого юмора — он создавал нравоучительные произведения, в которых неизменно торжествовала добродетель. В 1756 году писатель стал директором Российского театра и сделал его образцом высокого искусства: комедии здесь играли лишь назидательные, а чаще ставили трагедии​ и оперы.

Автор: Александра Ерошенко