Профессиональные дизайнеры и все, кто работает с цветами/красками, знают о колоре под названием ПУЛЬМАН КОРИЧНЕВЫЙ. Или цвет #644117. Не буду уточнять, мол, в цветовой модели RGB он обозначается тремя октетами (100, 65, 23) в десятичном формате и #644117 в шестнадцатиричном (hex) формате, которые являются интенсивностью красного 100 (hex 64), интенсивность зелёного 65 (hex 41) и интенсивность синего 23 (hex 17). Оставим это тем самым профессионалам.
А нам гораздо важнее, почему, собственно, цвет так назван. Ведь большинство людей если и слышали слово ПУЛЬМАН, то, скорее всего, в контексте ПУЛЬМАНОВСКОГО ВАГОНА. И как одно связано с другим?
Оказывается - напрямую: вагоны эти были первоначально окрашены именно в такой цвет.
А потом его запатентовала компания по перевозке почты UPS. Поэтому иногда этот оттенок называют UPS Brown.
Такие вагоны в 1864 году начала выпускать компания "Pullman Palace Car Company", основанная американцем Джорджем Пульманом. Их главное отличие от всех прочих было в том, что там всё было создано для комфорта пассажиров, чтобы они могли как можно легче перенести длительные поездки.
Во-первых, в этих вагонах были легко трансформируемые сидячие места, которые на ночь раскладывались, превращаясь в спальные. Во-вторых, проектировка предусматривала наличие откидных полок, которые также превращались в верхние спальные места. В-третьих, впервые в истории вагон был оснащён системой кондиционирования (собственно, поэтому крыша была несколько выше ожидаемого, ибо как раз нам и располагалась эта система).
Подобные вагоны очень скоро стали настолько популярными, что их название стало нарицательным, и много позже использовалось для обозначения вагонов повышенной комфортности вообще.
А в частности политика компании-производителя сводилась к тому, что она не продавала свои вагоны, а сдавала их в аренду - как в Новом, так и в Старом свете. С той лишь разницей, что в Европе спальные места размещались не в общем салоне, а в купе. В XX веке стали производить, в основном, именно такие вагоны.
При всём наборе перечисленных плюсов, далеко не всем нравилось то, что на ночь приходилось что-то раскладывать и откидывать, а утром складывать и закреплять, многих это напрягало и они мечтали лишь о тех временах, когда у них было стандартное и незыблемое место, на котором можно было либо сидеть, либо лежать, но без дополнительных движений.
"Идеология" ПУЛЬМАНОВСКИХ ВАГОНОВ, как нетрудно догадаться, дошла и до наших дней, хотя и в изменённом варианте.
А вот что касается цвета, то в СССР никто, разумеется, ни в какую аренду у американцев ничего не брал и, конечно же, не платил за право красить вагоны только в #644117. Просто по нашим железным дорогам разъезжали зелёные вагоны, которые по привычке тоже назывались ПУЛЬМАНОВСКИМИ.
Джордж Мортимер Пульман (3 марта 1831 - 19 октября 1897) - американский изобретатель, промышленник.
Родился в деревне Броктон, штат Нью-Йорк, в семье плотника, который прославился тем, что изобрел и запатентовал в 1841 году домкрат, позволявший поднимать и передвигать снятые с фундамента строения.
Всему самому главному в жизни Джордж научился у отца, а потом, поняв, что больше ему и не надо, бросил школу и пошёл работать клерком у деревенского торговца.
Но когда папа умер, он взял на себя управление семейным бизнесом и весьма неплохо раскрутил его.
Не совсем понятно, в какой момент Пульман решил заняться строительством вагонов, ибо поначалу его компания занималась много чем, в том числе, строительством канализации в Чикаго.
Но воспринимается как факт, что тело убитого 15 апреля 1865 года президента США Авраама Линкольна переводили уже в специально сформированном траурном поезде, в котором были ПУЛЬМАНОВСКИЕ ВАГОНЫ. Они-то и привлекли к себе всеобщее внимание. Тем более, что до того Линкольн распорядился заказать у Пульмана для себя специальный президентский вагон и предусмотреть комфортные места для членов своей семьи.
Несмотря на то, что спальные вагоны Пульмана стоили в пять раз дороже обычных, заказы на них значительно возросли. А продавали их под рекламными лозунгами "отели на колесах" и «роскошь для среднего класса». Возможно, людям просто хотелось попробовать, как это оно, и почувствовать себя президентом хотя бы на несколько часов.
В 1867 году, помимо спальных, Пульман начал выпускать ещё и вагоны-рестораны. С первоклассным, разумеется, обслуживанием. Правда, как сегодня выясняется, для их обеспечения компания нанимала освобожденных рабов-негров в в качестве носильщиков и младшего обслуживающего персонала, что выглядит не вполне толерантно. Но им за это хорошо платили, поэтому тут были довольны все - и пассажиры, и обслуга. И Пульман, само собой.
Дела у него пошли так хорошо, что он в 1869 году приобрел Детройтскую машинную фабрику, ставшую впоследствии одним из флагманов индустриального производства в и одним из первых автомобильных производств в городе. А когда мощность этого производства была исчерпана, построил новый завод к югу от Чикаго. Названный, нетрудно догадаться, чьим именем.
Но вот тут компания вступила в полосу неудач. Просто этот населённый пункт был своего рода социальным экспериментом, поскольку наряду с первоклассным инженерным обеспечением там царили жёсткие нормы поведения жителей. И очень скоро, в 1894 году, произошла знаменитая "пульмановская стачка", в ходе которой рабочие выразили всё своё недовольство уровнем и качеством жизни. Ибо, чтобы одним было комфортно ездить, другим приходилось пахать по-чёрному.
В забастовке приняли участие около 200 тысяч рабочих. По ходу дела от рук полицейских и правительственных солдат погибли 12 человек, 71 - пострадал. Ещё 515 участников акции арестовали. А всё потому, что народ требовал улучшить условия труда и установить 8-часовой рабочий график.
Говорят, что именно после этого конфликта, прогремевшего на все Штаты, новый президент США Гровер Кливленд решил ввести в стране праздник - День труда (его отмечают в первый понедельник сентября). Своего рода аналог нашего Первого мая. Но - американский.
К слову, когда Джордж Пульман отошёл от дел, его место занял сын Авраама Линкольна - Роберт Линкольн.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!