Итак, в 1942 году партизанские бригады «Чекист», «Гроза», Гудкова, уничтожив десятки эшелонов на железной дороге, разгромив ряд полицейских управ и гарнизонов, доставили немцам большие проблемы. Но и сами в ходе блокады понесли большие потери и вынуждены были уйти из района. Как воспользовались ситуацией оккупационные власти?
Главное — коммуникации
— Усилили охрану ключевых станций: Толочин, Славное, Коханово. Восстановили и увеличили в ряде деревень ранее разгромленные гарнизоны, численность которых (по разным оценкам) составила около 3,5 тысячи солдат и полицейских. И посчитали, что в целом за-крыли проблему, — отмечает житель Толочина Михаил Редько.
— А разве не так?
— Осень и зиму бригады, действительно, восстановив в определенной степени свои силы, сражались в основном в соседних районах. Рейды на Толочинщину были, конечно, но как отдельные акции. А ранней весной 1943 года по приказу Центрального штаба партизанского движения они в полном составе вернулись на свои старые базы в нашем районе.
— Чем вызвано такое решение?
— Причина была очень весомой. Вермахт, потерпев поражение на Волге и Северном Кавказе, с ранней весны 1943 года приступил к подготовке к решающей битве на Курской дуге, планируя летом разгромить там главные силы Красной Армии и победоносно закончить войну. Внешняя разведка эти замыслы на этот раз свое-временно вскрыла (неоценимую помощь в этом ей оказала так называемая «Кембриджская пятерка», работавшая в Лондоне на идейных началах. — Прим. ред.). В ответ Ставка стала готовить свою операцию, в рамках которой партизанам Беларуси отводилась чрезвычайно важная роль. Было приказано не разовыми, а систематическими действиями максимально дезорганизовать работу его транспортных коммуникаций на оккупированных территориях. Тем самым предельно затруднить переброску к фронту резервов, в том числе новейших видов оружия — танков «Тигр», «Пантера», самоходных орудий «Фердинанд». Отсюда и такое решение, я бы даже сказал, на грани возможностей, для наших бригад. Москва требовала от них не считаясь с потерями парализовать движение на участке железной дороги Борисов — Орша. Другие за-дачи должны были носить подчиненный характер.
— Возможности для этого были? Без соответствующей подготовки и обеспечения решить трудно такую задачу.
— Тем более что транспортные коммуникации, очищенные от леса и кустарника на всем протяжении, охраняли подразделения 286 охранной дивизии немцев, усиленной французскими добровольцами, полицаями и власовцами. Кроме того, в нашем районе на формировочных пунктах постоянно находилось до 5 тысяч немецких солдат, которых активно привлекали к борьбе с партизанами.
В Центральном штабе партизанского движения это учитывали. В распоряжение бригад из Москвы прибыло на усиление около двух десятков диверсионных групп, прошедших специальный курс обучения, были доставлены взрывные устройства различного типа и назначения, оружие, боеприпасы, средства связи. Да и среди самих народных мстителей нашлось много специалистов, умеющих делать самодельные взрывные устройства и грамотно их использовать по назначению.
— И что в результате?
— По разным данным, на участке железной дороги, проходящей через наш район, с апреля по начало июля 1943 года (напомню, что сражение на Курской дуге началось 5 июля) было пущено под откос 44 эшелона противника. Но главный накал вооруженной борьбы все же пришелся на август.
Паралич на железной дороге
— Почему?
— Красная Армия, отразив наступление немцев на белгородско-орловском направлении, в конце июля сама перешла к грандиозной наступательной операции. Чтобы отразить ее, немцы стали срочно перебрасывать войска и тяжелую технику из Франции, Польши, Югославии, Германии. Сотни эшелонов круглосуточно шли из Европы по территории Беларуси. Чтобы прервать этот поток, 3 августа Москва отдала партизанам приказ немедленно приступить к проведению специальной акции под названием «Рельсовая война».
— Но ведь она и так велась в Беларуси все это время.
— Операция предусматривала (подчеркиваю это особо) одновременный удар всех партизанских соединений на всем протяжении железной дороги, проходящей в республике в тылу у противника. В таких масштабах она осуществлялась впервые.
— Как в ней отметились наши бригады?
— Достойно. Специально сформированные для этих целей отряды в течение нескольких дней взорвали около 2 тысяч рельсов. Сделать это было непросто. Дорогу охраняли немецкие подразделения, подходы к ней прикрыли минными полями, скрытыми засадами и другими ловушками. Прорваться туда можно было только с боями, неся большие потери. Но какой результат! Десятки эшелонов с техникой и людьми застряли по всей дороге надолго, став добычей для бомбардировочной авиации Красной Армии.
— И сколько этот паралич продолжался?
— От 15 до 30 суток. За это время Красная Армия разгромила немецкие группировки под Курском, Орлом, Белгородом, Харьковом, освободив, по сути дела, всю левобережную Украину. Более того, эта операция партизан плавно переросла в очередную масштабную акцию на железной дороге, которую в Ставке назвали «Концерт».
Беседовал Михаил ПАВЛОВ.