Очень интересен вопрос связи боевых искусств и систем самообороны. На первый взгляд, это одно и тоже. Действительно, какие еще могут быть мнения, если и там, и там, условно говоря, бьют кулаком? Наносят удары и защищаются, значит, все это - боевые искусства.
Но, если подумать, то напрашивается совсем иной вывод.
Что такое боевые искусства, зачем они нужны? На этот счет написано множество книг и статей, снято немало фильмов. Признанные мастера в интервью и беседах разъясняют свои мнения. Проводятся семинары и встречи. И все равно, далеко не все с уверенностью могут сказать, что же это такое – боевые искусства? И к чему они сводятся? Если взять за образец цитаты мастеров прошлого, то многие из них говорят о том, что главное – это победа в бою. Я живой и на ногах, а противник лежит на земле -вот вам и весь смысл. Но мне кажется, за этими фразами скрывается второе дно. В противном случае, для чего тратить годы упорных тренировок на то, что может сделать абсолютно необученный человек, подкравшись к другому с тяжелым камнем или палкой в руках?
Именно этот скрытый смысл и делает боевые искусства- искусством. А не просто эффективным способом членовредительства.
А что же самооборона? Вот тут как раз все просто. Цели и задачи предельно понятны. Выбор средств для их достижения лежит на поверхности.В своей простоте и цельности, самооборона напоминает чугунную болванку – такая же тяжелая и гладкая, и столь же незамысловатая. В отличие от боевых искусств, которые, по этой же аналогии, можно сравнить с бриллиантом, который под разным освещением выглядит по-разному. Самооборона призвана дать быстрые и качественные навыки по защите жизни и здоровья. Времени на это, зачастую, много не отводится, но никто и не планирует прыгать выше головы. Никто не собирается доводить до совершенства каждое движение, находить эстетику в взмахе оружия, погружаться в медитацию. Нет, все проще. Люди, выкроившие час-другой в своем плотном расписании, приходят в залы, чтобы научиться смело ходить по улицам. Многие из них, хорошо понимая всю важность этого дела, откровенно не выносят сам процесс тренировок. «Понимаю, что надо… Но все равно тренировки терпеть не могу». Сравните это с боевыми искусствами, где картина абсолютно противоположная. Там ценят сам процесс, и наслаждаются им. А результат… он придет, пусть и не сразу. Впрочем, кого это волнует? «Год назад начали изучать новую форму. Наставник сказал, что еще через годик что-то начнет получаться. Красота…»
Ну, и как же после все этого называть самооборону и традиционные боевые искусства близнецами-братьями? Скорее, они похожи на двух усыновленных детей, каждый из которых внешне и по сути далек от своего нового родственника. И тут у многих возникает вопрос: хорошо, а что тогда лучше, что- правильнее? И вот этот неуместный, абсолютно бессмысленный вопрос, зачастую порождает нескончаемые споры, которые, в принципе не способны выявить победителя.
Представители «традиционки» часто упрекают самооборонщиков в примитивности подхода: мол, что это за тактика такая - пнуть ногой и убежать? Самооборонщики парируют: это и есть реальный бой, а не ваш «балет», на который вы впустую тратите время.«Традиционщики» любят рассуждать о форме и содержании боевых искусств, о технике и принципах. Самооборонщикам разговоры вообще ни к чему: им лишь бы на снарядах поработать, да в парах постоять.
В разгаре спора, когда оппоненты уже тяжело и часто дышат, появляются свежие представители ММА, презрительно смотрят на тех и других, и фыркают: «Да вы оба ничего в настоящем поединке не смыслите. Пока бой в октагоне не провел - считай, драться не умеешь».
Очевидно, что искать здесь истину, и что-то одно называть «плохим», а что-то – хорошим, было бы совершенно неразумным занятием. Вместо этого, надо понять одну простую вещь. Изучение традиционных боевых искусств – это как учеба в университете (за которой часто следует аспирантура и научная деятельность). Самооборона же - ремесленное училище, которое готовит крепких работяг. Рабочий никогда не достигнет уровня высокого специалиста. Потому что он изначально нацелен на простую и грубую работу. Он хорошо разбирается в основах профессии и реальных проблемах, которые обучен быстро решать самым простым способом. И кто скажет, что этого мало? Да, тут нет места утонченным и изысканным решениям, но это – не его профиль.
"Конечная цель искусства каратэ заключается не в победе или поражении, а в совершенствовании личности обучающихся" (Гитин Фунакоси). Прекрасная цитата, однако, при всем уважении к мастеру, она имеет мало общего с обучением самообороне.
С другой стороны, представители боевых искусств, достигая, временами, почти мистического уровня владения телом и духом, забывают о простых вещах и обычных бытовых неурядицах, которые наполняют наши будни. Да, мастер велик, его санчин – безупречный эталон, но не всем это надо. Некоторые вполне осознанно выбирают более простой путь.
Вывод.
Традиционные боевые искусства и самооборона соотносятся, как целое и часть. И рассуждать категориями «хорошее- плохое», «правильное-неправильное» тут неуместно. Каждый преследует свои цели, и делает свой выбор.
Но в каждом правиле есть свои исключения. Не перечеркивая полностью вышесказанное, все же замечу. В отдельных случаях, связь традиционных боевых искусств и систем современной самообороны, гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Иногда подход к самообороне напоминает то, что можно увидеть в традиционных школах .И наоборот: отдельные школы боевых искусств готовят учеников на манер курсов по самообороне. В этом – реалии современного мира: все переплетено и тесно связано. Выживает и развивается то, что может гибко приспособиться, и впитать в себя новое.