В этом то и заключается проблема, что при всем изобилии различных методик и подходов, имеющих огромную историю и практику (все они родом из XX века, а то и ранее), наши школьные программы основаны на наиболее устаревшем и неэффективном подходе и на выходе редко кто может похвастаться знаниями.
Ведь сложно не согласиться с тем, что если учить язык со 2 класса, то за 7-8 лет уже нужно заговорить на нем бегло и даже прослыть носителем. И ведь дело то не в том, что в классе 25-30 человек и один учитель. Сейчас на языковые занятия класс делят по подгруппам, в каждой из которых не больше 15 человек. А еще есть методики, где иностранным языком овладевают на высочайшем уровне в группах и по 35-40 и более учеников.
Так в чем же дело? 🤷♂️
Дело только в выборе методики, а учителей в школе можно понять - школы вынуждены идти по одобренной и спущенной свыше программе, а не используя современные подходы и получается, что в реальности происходит:
✅ подача материала через теорию и обрабатывание в письменных упражнениях;
✅ вычерчивание таблиц даже во втором классе, а ведь,
❗ ВНИМАНИЕ ❗
- «навык систематизации формируется у ребенка только к 11-12 годам и это базовые знания возрастной психологии!!!! и это вам даже студенты педагогических ВУЗов, а также изучающих дисциплины по направлениям психология/нейропсихология скажут;
✅ заучивание всех форм глаголов, транскрипционных значков, названий букв, правил чтения;
✅ зачеркивания красной пастой неправильных окончаний;
✅ диктанты и топики;
✅ исправление ошибок в устной речи и требование повторить безукоризненно;
✅ домашние задания из серии "переведи текст на английский" или выучи диалог.
И как в таких условиях полюбить язык и освоить его? А дальше человек настолько привыкает к такому подходу, что уже во взрослом возрасте обращает внимание в первую очередь на аналогичные учебники и методы. И многие родители, приводя на дополнительные занятия по английскому языку в школы, использующие современные методы, удивляются и возражают – «так нельзя, у вас неправильно, ничего дети так не выучат» и т.д.
А ведь есть огромное количество способов увлечь языком. В мире есть десятки методик, техник и приемов, которые помогают превратить изучение иностранного языка в любопытное приключение.
Конечно, есть языки, которые нельзя освоить, используя только по коммуникативную методику. В качестве примера можно привести китайский с его системой иероглифов и тонами, от которых зависит значение слова. Но элементы той или иной методики можно же комбинировать.
И это необходимо, если мы хотим, чтобы мы в итоге получили то, ради чего мы учим иностранный язык, равно, как и другие приметы – владение.
Так что такое коммуникативная методика, которая является основой наших программ обучения и почему именно ее выбираем мы?
Коммуникативный метод появился в 60-х годах прошлого века, но в России стал использоваться только в середине-конце 90-х годов. Главное отличие от других методов в том, что акцент делается на взаимодействии учеников - как цели и средстве образовательного процесса. Во время занятия ученики взаимодействуют друг с другом и с преподавателем, в результате ученик начинает играть активную роль, а ведь это лучший способ освоить язык. Ведь любой язык, в том числе и родной, можно выучить (читай - уметь им пользоваться) только в процессе социального взаимодействия, что мы и делаем, когда учимся говорить на родном языке, взаимодействуя сначала с родителями, потом дополняя общение со сверстниками и педагогами.
В коммуникативном методе мы сразу используем иностранный язык в реальной жизни. В то время как грамматико-переводной метод предполагает годы учебы и только потом попытки использовать освоенное в жизненных ситуациях. Да, на первых порах у многих в школе на простом уровне все получается, но уже со 2-3 года обучения без освоения навыков говорения и аудирования (слышания) начинаются сложности, т.к. наш мозг не бесконечен и не может впитывать огромное количество сложной информации в виде правил, времен, их сопряжения и т.д.
Основы коммуникативного метода заложил лингвист Делл Хаймс в 60-х годах. Базируясь на его исследованиях, Советом Европы были разработаны языковые программы. Это очень помогло европейским иммигрантам быстро и комфортно вливаться в языковую среду.
За несколько десятков лет метод конечно видоизменился, но основа его осталась прежней: занятие строится преимущественно на изучаемом языке даже с новичками. Материал осваивается через коммуникативные игры и упражнения, закрепляется в дискуссиях и проектах. Используется много вариантов активности, аудио- и видеоматериалов.
При этом преподаватель не обязательно должен быть носителем. Его роль быть помощником и собеседником в одном лице. А все авторитетные современные экзамены для учителей проверяют именно владение коммуникативной методикой. На аналогичном подходе построены и все известные международные экзамены (TOEFL, IELTS, CANBRIGE и др.), существующие для подтверждения уровня владения языком по всем аспектам (говорение, понимание на слух, письменная речь, чтение, освоенные лексические единицы).
Чтобы было понятно: язык — это не знание грамматики плюс словарный запас. Нужно понимать, как слова взаимодействуют друг с другом, в каком контексте используются. А грамматика в коммуникативном подходе — это освоение через лексические единицы вместо подачи правила в таблице. Ученику гораздо полезнее сначала услышать в речи "I've been learning the rules for a few months", уловить смысл из контекста, отработать в устной речи и только потом узнать, что это был пример Present Perfect Continuous. После чего ученик сможет уже строить свои примеры. И никак не сначала прочитать правило, как что образуется, зачем и какие окончания и пр., а потом остальное.
Примерно 70% занятия по коммуникативной методике проходит с акцентом на разговорную практику. Но, что важно, не все 100%! Потому что оставшиеся 30% необходимы именно для освоения теории (грамматические правила, правила чтения и т.д.).
Занятие состоят из 3 стадий: вовлечение, изучение, использование. И как раз на втором этапе происходит изучение правил. И конечно сложные нюансы обсуждаются на родном языке вплоть до уровня В1 (*согласно нашему родному ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) это уровень выпускника 11-го класса, что означает, что за 10 лет обучения ФГОС заложен только уровень знаний В1).
Затем необходимость в этом отпадает, потому что ученик уже способен пользоваться теорией на иностранном языке.
Какие форматы обучения используются на занятиях с использованием коммуникативной методики:
✅ Ролевые игры;
✅ Интервью (развивает навыки межличностного общения);
✅ Групповая работа;
✅ Заполнение информационных пробелов (совместная деятельность учащихся, чтобы получить ранее неизвестную информацию);
✅ Обмен мнениями.
Конечно, у каждого метода есть свои плюсы и минусы. Коммуникативная методика не исключение и очевидные минусы этого метода, следующие:
⛔ Не подходит для самостоятельного изучения языка, за исключением разве что некоторых приемов;
⛔ Многое зависит от квалификации и методической подкованности учителя. Используя коммуникативную методику, может преподавать только человек, который имеет соответствующее образование или прошел специальные курсы преподавателей.
Из очевидных плюсов можно выделить такие, как:
🆗 Быстрое преодоление языкового барьера, в особенности у детей, которые в силу отсутствия психологических барьеров начинают свои знания применять в простейших бытовых ситуациях;
🆗 Развиваются все навыки языка: аудирование, говорение, чтение и письмо, т.к. в коммуникативном методе уделяется внимание и письменной речи. Это эссе, чтение книг, при этом, используя специальные коммуникативные упражнения, ученик быстро осваивает прочитанное и выводит лексику в активный словарь.
🆗 Развивается удовольствие от изучения языка и предмета, ведь даже грамматика в коммуникативном подходе интересна, т.к. подается и осваивается без зубрежки. Быстрое пополнение активного (!) словарного запаса.
🆗 Вся новая лексика и грамматические конструкции отрабатываются на уроке в разных формах.
🆗 Отсутствие языкового барьера – страха разговаривать на языке, т.к. ученик не боится ошибок, а ведь главная цель освоения любого языка — это коммуникация, а поддержать беседу можно на любом уровне.
🆗 Глубокое и быстрое понимание речи на слух без дословного перевода. Поэтому даже если ученик не знает всех слов из неожиданного вопроса собеседника, он найдет, что ответить, ведь суть он уловит в любом случае.
🆗 Система, которая помогает осваивать язык, планомерно повышая уровень. В соответствии с международной системой уровней.
🆗 Качественные и интересные пособия зарубежных издательств, много дополнительных материалов. Это просто огромной плюс. Например, в английском просто глаза разбегаются от замечательных курсов издательств Cambridge, Oxford, Longman, Macmillan и других.
И все сказанное говорить в пользу того, что основой для изучения языков на сегодня является именно коммуникативная методика. В следующих публикациях мы обязательно напишем про другие методики, чем они отличаются, а чем похожи. Какие методики используются в комбинации с основной.
Подписывайтесь, читайте и будьте в курсе интересной, полезной и познавательной информации на нашем канале.