Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

Творческий путь художницы Мэри Кассат

Выдающуюся художницу-импрессионистку Мэри Кассат (1844–1926) часто называют одной из самых известных художниц в истории искусства. Незамужняя американка, живущая в Париже, смогла сделать себе имя в сфере, в которой доминируют мужчины, бросив вызов гендерным ожиданиям XIX века и проложив путь будущим художницам.

Помимо восхищения ее полотнами, понимание контекста ее искусства является важным аспектом оценки ее роли как в импрессионизме, так и в сфере современного искусства.

КЕМ БЫЛА МЭРИ КАССАТ?

Мэри Кассат, "Автопортрет", ок. 1878 года (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Автопортрет", ок. 1878 года (Фото из интернета)

Американская художница Мэри Кассат (1844–1926) - влиятельная художница, участвовавшая в движении импрессионистов во Франции XIX века. Ее красочные изображения матерей, детей и одиноких женщин остаются одними из самых известных картин импрессионистов, свидетельствующих о стиле, характеризующемся свободными мазками и яркой цветовой палитрой.

РАННИЙ ИНТЕРЕС К ИСКУССТВУ

Путешествия за границу в детстве пробудили в Кассат интерес к искусству. В 1850-х годах она провела много лет в Германии и Франции, где выучила языки и увлеклась рисованием. После возвращения в Филадельфию она поступила в Пенсильванскую академию изящных искусств, где начала изучать живопись в 1861 году.

Хотя ее родители поддерживали ее интерес к искусству, они, как и многие другие люди того времени, не считали эту карьеру подходящей для женщины. Тем не менее, она продолжала свое художественное образование до 1865 года, до тех пор, пока ей не надоели ограничения, налагаемые на студенток. Год спустя она переехала в Париж, где ее карьера увенчалась успехом.

ЖИЗНЬ В ПАРИЖЕ

Мэри Кассат, "Две женщины, бросающие цветы", 1872 год (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Две женщины, бросающие цветы", 1872 год (Фото из интернета)

Традиционно большинство начинающих художников, живущих в Париже, учились в École des Beaux-Arts (Школе изящных искусств). Однако из-за гендерной принадлежности Кассат не приняли. Чтобы восполнить эту потерю, она объединила независимое обучение (частное обучение у Жана-Леона Жерома, известного французского художника) с практическим обучением в качестве копииста в Лувре.

В первые годы своего пребывания в Париже Кассат не только создавала копии шедевров, но и создавала авторские картины, в том числе "Две женщины, бросающие цветы". В надежде быть выбранными для участия в традиционном салоне — ежегодной выставке, на которой представлены тщательно отобранные произведения, — большинство этих работ были написаны в стиле реализм. Однако, разочарованная чередой салонных отказов и недовольная обращением с участниками, она отказалась от этого пути и нашла свое место среди новичков парижского авангарда, "импрессионистов".

ИМПРЕССИОНИЗМ

Кассат была приглашена на выставку импрессионистов Эдгаром Дега, известным художником, чьими работами Кассат восхищалась на протяжении многих лет. Импрессионистов объединял уникальный подход к живописи, характеризующийся предпочтением пастозных мазков, интересом к повседневности и привычкой рисовать на пленэре или на открытом воздухе. В то время большинство художников, связанных с этим движением, были мужчинами, импрессионисты принимали и выставляли художниц-женщин, в том числе "виртуозного колориста" Берту Моризо и, конечно же, Мэри Кассат.

Мэри Кассат, "Маленькая девочка в синем кресле", 1878 год (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Маленькая девочка в синем кресле", 1878 год (Фото из интернета)

До конца своей карьеры она отвергала реализм и покидала пределы своей студии, чтобы создавать картины и пастели в стиле импрессионизм.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА МЭРИ КАССАТ

ЯРКАЯ ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА

Мэри Кассат, "Катание на лодке", 1893–1894 гг. (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Катание на лодке", 1893–1894 гг. (Фото из интернета)

Кассат выработала узнаваемый стиль и подход к живописи. Стилистически ее творчество отличается светящимся колоритом. Кроме того ее картины отличаются свободной, выразительной манерой письма, она использовала пастели, вдохновленная использованием этого материала Дега, с целью эксперимента с техниками и композициями.

ИЗОБРАЖЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ДЕТЕЙ

Мэри Кассат, "Купание ребёнка", 1893 год (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Купание ребёнка", 1893 год (Фото из интернета)

Мэри Кассат, "Босоногий ребёнок", 1897 год (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Босоногий ребёнок", 1897 год (Фото из интернета)

Кассат наиболее известна своим выбором сюжетов. Большая часть ее работ представляет собой изображения матерей и детей в тихие, повседневные моменты. "Босоногий ребёнок", "Катание на лодке" и "Купание ребенка" отражают её интерес, который стал неразрывно связан с творчеством художницы.

АКЦЕНТ НА ЖЕНЩИНАХ

Мэри Кассат, "Женщина с веером", ок. 1878–1879 гг. (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Женщина с веером", ок. 1878–1879 гг. (Фото из интернета)

Помимо изображения отношений матери и ребенка, Кассат также изображала одинокие женские фигуры, например как в работе "Женщина с веером". Однако после 1900 года Кассат работала почти всегда над своими фирменными материнскими портретами.

ЯПОНИЗМ

Мэри Кассат, "Женщина за туалетом", 1890–1891 гг. (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Женщина за туалетом", 1890–1891 гг. (Фото из интернета)

Мэри Кассат, "Письмо", 1890–1891 гг. (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Письмо", 1890–1891 гг. (Фото из интернета)

Как и многие импрессионисты, Кассат также была связана с японизмом, изучением японского искусства и, в частности, его влиянием на европейские произведения. Это в первую очередь проявляется в ее интересе к тщательному изображению женских персонажей (ключевая особенность японских гравюр на дереве), а также в плоскостности цвета, формы и перспективы, присутствующей во многих ее работах. "Женщина за туалетом" и "Письмо" иллюстрируют это эстетическое влияние.

НАСЛЕДИЕ

Эдгар Дега, "Портрет Мэри Кассат", ок. 1880–1884 гг. (Фото из интернета)
Эдгар Дега, "Портрет Мэри Кассат", ок. 1880–1884 гг. (Фото из интернета)

Наряду с несколькими своими современниками, Кассат считается одним из пионеров раннего современного искусства. Хотя она и не так широко известна, как другие импрессионисты, сегодня ее все больше изучают, выставляют и признают ее вклад в историю искусства.