Искусство, в котором нет эмоций, в основе своей не искусство.
Поль Сезанн
Уже прошло много лет, как ХХ век закончился, но горькое послевкусие от его тяжёлого наследства до сих пор сохраняется. В последнее время вполне очевидно, что общество устало от разрушительной деконструкции, одиночества, отчуждённости, сарказма и утраты смысловэпохи постмодерна. Человечество возвращается к растерянным за последние десятилетия духовным ценностям. Искренность, надежда, поиск истины — это понятия, которые объединяются в ставшей популярной в наше время концепции метамодерна. Современные философы Тимотеус Вермюллен и Робин ван ден Аккерутверждают: «Метамодернизм, в отличие от постмодернизма, стремится не переосмыслить, а пережить мир заново и целостно». Метамодерн основывается на «новой искренности» — человеческом взаимодействии, эмпатии, заботе, внимании к внутреннему миру другого.
Доказано, что человек всегда движим эмоциями, в любых жизненных ситуациях он не столько рассуждает, сколько чувствует. Эмоции стимулируют фантазию и придают нашим действиям убедительность, яркость и живость, обогащая содержание человеческой жизни. Искусство же есть деятельность, состоящая в том, что художник передаёт зрителям испытываемые им чувства, а они заражаются этими чувствами и переживают их. Эмоциональное — это язык, который объединяет художника и зрителя в гармонии чувств. Французский скульптор Огюст Роден говорил, что прежде, чем копия того, что видит художник, пройдёт через его руку, она должна пройти через его сердце.
Произведения Лейсан Рахматуллиной отличает ярко выраженный узнаваемый стиль со своей эстетикой, философией и поэтикой, со своей заразительной эмоциональной версией мира. Акварели отличает экспрессия, свобода и выразительность, умение преобразовывать реальность во имя той самой острой выразительности, придающей произведениям особую психологическую глубину. Творчество художника построено на эмоциональном восприятии действительности, и неизменно всегда эта чувственная экспрессивность, проявление душевного «спазма», — это крик без звука, некий надрыв, связаны с глубоко личным переживанием художника. Каждая линия, каждый оттенок колорита несет в себе частицу души художника, обогащая зрителя, погружая в мир эмоций, транслируемых прямо в сердцезрителя. Основные предпосылки неоромантизма Лейсан — иррациональность, приоритет чувства над разумом, понимание жизни, как стихии страсти. Иррациональность — это, прежде всего чувственность, а где чувственность — там образ, а там, где нет образа, там нет искусства.
В акварелях Лейсан замысловатым образом переплетаются между собой знаки и символы. Они полны иносказаний, аллегорий с глубоким философским или мистическим смыслом — древние сосуды, чаши, песочные часы подчеркивают значение всего интуитивного и символического в человеческой природе. В них автору удаётся достичь ощущения легкости и бесконечной глубины смыслов одновременно. Светоносная, сложно-вибрирующая живопись вызывает у зрителя различные образы и ассоциации. Прелесть композиций — в возможности самостоятельно подумать над смыслом, который для каждого будет своим. В этом и есть познание бесконечности искусства. Красота символа никогда не откроется человеку невнимательному, незаинтересованному. Здесь нет места лаконичности — язык произведений эмоционален, в нём присутствуют яркие эпитеты и метафоры.
Пейзажные композиции Лейсан почти хаотичны и выглядят как пылающий лавинный поток цвета, линий, плоскостей и точек. Восхищение красотой и величием мироздания, грустное раздумье о быстротечности жизни, тонко и искусно выражены через образы природы. Пейзажи Лейсан необыкновенно поэтичны, образы природы служат метафорами для выражения чувств и состояний истановятся зеркалом внутреннего мира автора. Это и опавшая осенняя листва, как символ ухода и прощания, ивесенняя природа, пробуждающаяся к жизни, как символ возрождения и надежды. Природа может быть спокойной и умиротворенной, а иногда — бурной и неуправляемой, отражая самые разные стороны человеческой души. Художник стремится к постижению красоты природы, поэтическому обобщению ее разнообразных состояний, при этом видит в природе не столько внешнюю красоту, сколько внутреннюю энергию и значимость.
Красота повседневной жизни отражена в композицияхиз фруктов, цветов и трав, в сочетании с предметами быта. Художник сводит вещи к непосредственному впечатлению, подобно Сезанну, утверждавшему, что изображая яблоко, хочет передать душу предмета, то, что делает его яблоком. Автор наглядно демонстрирует, что через каждый предмет, даже самый обыденный, можно проникнуть в Красоту невидимого мира, доступную духовному взору. Художник приглашает наслаждаться мимолётными впечатлениями и эмоциями, распахивая двери в мир сиюминутных состояний. Поскольку они и есть самое ценное в жизни испособны мгновенно вырвать человека из повседневной рутины, озарить душу светом истинной красоты мира. И будто бы перерождаешься и обретаешь новый мир, в чем-то привычный, но совершенно иной — с иными смыслами, иными вопросами и ответами.
Искусство Лейсан Рахматуллиной — бесконечный эмоциональный экспромт, словно путешествие внутрь себя в бескрайних просторах акварели. Как неведомая мелодия, оно дарует зрителю уникальное переживание и заостряет внимание на особом эмоциональном строе, духовной глубине, искренности автора, чего так не хватает в современном мире. Сегодня у всех нас возник острый запрос на искренность. Мы хотим понимать, что чувства, которые нам демонстрируют — это настоящие чувства. Мы хотим «новой искренности», нам всем нужны «обнажённые чувства», — новая искренность в моде.
Персональная выставка Лейсан Рахматуллиной «НА ОДНОМ ДЫХАНИИ» Акварель, экспонировалась в Выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова с 21 ноября по 17 декабря 2023 года.