Север Саратовской области, граничащий с югом Ульяновской... Места тут непонятные — полупустыня, царящая под Саратовом, перемежается с ульяновскими лесами. Здесь и деревень побольше — не такое безлюдье, как в граничащих с Казахстаном степях где-нибудь под Александровым Гаем. А какие названия! Колоя́р, Базарный Карабулáк, Сосновая Маза, Кряжим, Хвалы́нск!
В Хвалынске, небольшом городе на берегу Волги, работает курорт с минеральными водами. Но нам не туда, нам напротив — к станции Кулáтка, что на электрифицированной по системе 2х25 киловольт железнодорожной линии Сызрань — Саратов, уходящей далее на Краснодар:
Как видим, их там несколько, Кулаток этих — Старая, она же самая крупная, Чувашская, Новая, Усть-Кулатка. Но вот на станцию Кулатки не хватило — село, в котором она стоит, называется Поповка. По дороге туда взглянем на подстанцию 35/10 киловольт:
У напряжения 35 кВ слава «сельского стандарта» — для снабжения заводов, городских районов или тяговых подстанций ЖД оно низковато, там используется 110 кВ, а вот подвести энергию к отдалённому не очень мощному потребителю — в самый раз. Для чего вообще использовать такие огромные напряжения — в статье «Зачем такие страшные киловольты?»:
Какую мощность потребляет среднее село? Например, 200 киловатт, будем считать, что селяне не злоупотребляют электрокотлами. Чтобы передать 200 кВт при напряжении 220/380 вольт, понадобится ток в каждой фазе 200000 / 380 / √3 ≈ 300 А. Немалый ток, особенно при передаче на десятки километров. Чтобы передавать такой ток (литры электричества в минуту), потребуются толстенные провода, а потери на нагрев проводов съедят половину мощности.
Если же поднять напряжение, грубо говоря, в 100 раз, с 0,38 кВ до 35, то ток тоже упадёт в 100 раз — по алюминиевому самонесущему проводу АС толщиной в палец будет течь тонкая струйка тока в 3 ампера, как в «волоскé» провода зарядки телефона. Потерями на нагрев можно вообще пренебречь. Поэтому схему электроснабжения Хвалынского и Старокулаткинского районов можно очень грубо представить так:
Между прочим, в Старой Кулатке жива и училась Светлана — автор канала «Светлый путь. Рассказы»:
Вернёмся к подстанции 35/10 кВ, взглянем на неё ближе:
Внизу на врезке показаны надписи на шкафах РУ 10 кВ. В-10 — выключатели на 10 киловольт, судя по тому, что они обозначены не элегазовыми (ВЭ) или вакуумными (ВВ), а просто В — стоят ещё древние советские выключатели нагрузки, жуткие и по виду, и по конструкции аппараты. Но работают. Высоковольтный выключатель — вообще жуткий аппарат по своей сути, разорвать дугу на десятки киловольт на порядки сложнее, чем искорку в домашнем выключателе на 220 вольт. Об этом кратко рассказано в статье о дугогашении:
ТН-1-10 — трансформатор напряжения, он измерительный — понижает 10 кВ до 100 В для подачи на измерительные приборы. ТСН-1 — трансформатор собственных нужд подстанции. Теперь — вид сбоку, чтобы лучше разглядеть РУ 35 кВ:
Любая подстанция начинается с разъединителя (QS) — он позволяет обесточить всё оборудование, в том числе и выключатель, для ремонта и обслуживания. Но его слабые ножи без дугогасительных устройств не могут разорвать ток — их нельзя отключать под нагрузкой. Рвать дугу — задача уже выключателя (Q) — в данном случае это масляный выключатель, погруженный в баки.
Разъединитель может разорвать разве что ток холостого хода трансформатора — то есть если выключить все выключатели нагрузки 10 кВ, то ток тр-ра будет минимален и можно выключить QS даже при застрявшем Q. На подстанциях 10/0,4 кВ выключателя на стороне высшего напряжения нередко вообще нет — лишь разъединитель, а роль защиты выполняют предохранители, такая ПС показана в статье о Томышеве:
Обесточивается она аналогично — выключаются автоматы нагрузок 0,4 кВ, потом уже слабый ток холостого хода тр-ра рвётся разъединителем. А на подстанциях 35 и выше киловольт встречается схема с отделителем и короткозамыкателем, но о ней в другой раз... ОПН — ограничитель перенапряжений (FV), его задача проста — при ударе молнии в ЛЭП отвести перенапряжение в землю.
Итак, 35 кВ применяется там, где ЛЭП 110 кВ строить слишком дорого и сложно, а 10 кВ с нагрузкой и/или расстоянием не справятся. У той же ЛЭП 110 кВ даже охранная зона согласно ГОСТ 12.1.051-90 больше — 20 м против 15 м у ЛЭП 35 кВ. Кажется, что немного, но это означает, что коридор под эту ЛЭП обязан быть на 10 метров шире. Протащите-ка его через окраину города? Оборудование для ПС 110 кВ тоже намного габаритнее, тяжелее и дороже, чем для ПС 35 кВ.
В РУ 10 кВ заглядывать даже не будем — там всё скучно... Немного самой Елшанки:
И побежали по подстанциям 10/0,4 кВ маленькие ЛЭПки, в начале каждой после выключателя нагрузки стоит разъединитель:
Помните, как отличить ЛЭП 6 или 10 кВ от 0,4? У 0,4, как правило, есть 4-й провод — нулевой, а изоляторы — «рюмками». У высоковольтных же изоляторы «тарелками» и нуля нет. Но это для сведения, на самом деле всё проще: не уверен — не лезь, а ещё понятнее: не работник — не лезь! Даже от работников порой остаются одни шпангоуты, как правило — вследствие нарушения инструкций.
Поехали в Поповку. По дороге ловим вынырнувшую из-за деревьев «систему», она же «квадрат» — работающие по СМЕ (системе многих единиц) электровозы ВЛ80С-2523 и ВЛ80С-2615:
Что они именно соединены по СМЕ — видно по кабелям над автосцепками. Снимок межэлектровозного соединения вблизи есть во второй «Эволюции...», которая как раз и начинается с ВЛ80С:
Какая песчинка этот поезд среди степей!
У станции Кулатка нас ждёт автотрансформаторный пункт — часть системы 2х25 кВ, вот он, в правой половине кадра:
А ещё тут следующий из Сызрани 3-секционный ВЛ80С, две КТП 10/0,4 кВ и ЛЭП 35 кВ. Целый энергоузел. Автотрансформаторный пункт крупнее:
Выглядит просто — два трансформатора, разъединители, но о системе 2х25 кВ подробнее — в другой раз...
По станции со стороны Саратова скачет ещё один «тройник»:
Вблизи:
А по перегону Возрождение — Кулатка со стороны Сызрани скачет ещё один:
Как «Патриот» пробрался на перегон — на видео «Кулáтка. После поезда Деда Мороза...»
Со стороны Сызрани показался ещё один ВЛ80С, на этот раз 2-секционный и зелёный:
Заметка на полях: прилагательные вроде «двухсекционный», «трёхкомнатный», «шестицилиндровый» в смешанной форме пишутся без окончания числительного и без пробела, просто через дефис: 2-секционный, 3-комнатный, 6-цилиндровый. Кто после дефиса лепит "х", "ти" и пробел — бейте аккуратно, но сильно.
А вокруг безмолвные степи, чуть севернее они ещё и почти безжизненные:
Скатываемся в Хвалынск:
Там стоит не самый частый в наше время зверь — автокран КС-4576 на шасси КрАЗ-250:
Этот кременчугский автомобиль — не вездеход, у него колёсная формула 6х4 (две ведущих оси из трёх), но бывают и полноприводные КрАЗ-255, КрАЗ-260, немного о них — в статье о мостах автомобилей:
Зубчатое колесо механизма поворота блестит смазкой, что говорит о не самом плохом техсостоянии крана:
На подходе к курорту — коттеджи. И не скажешь, что вокруг саратовские степи:
А на самом курорте — тёплый бассейн под открытым небом, в который можно переплыть из помещения, а можно и пройти через двери:
На склоне стоят снежные пушки Demaclenko:
Вид сбоку:
Пульт крупно:
Интересно, в каком городе работает этот индивидуальный предприниматель Демакленко?
А по этому ящику на опоре объявляется викторина:
Кто правильно скажет его название и назначение — получит закрепление комментария и ссылку на канал, если таковой имеется, в одной из следующих статей. А пока заглядывайте к Светлане, с таким лёгким юмором о современной и не очень сельской жизни не пишет никто:
Обновления же моего канала, равно как и моих соседей ПОД СТУК, Записки о самолётах, Блог ЖД фотографа, История транспорта и ещё пары человек — у нас в Телеграме. Другие публикации канала:
Катастрофа Ту-154 в Норильске, 1981 год
ТЭД-29. Подсветка приборов разгорелась ослепительным белым светом...
Многотомный пост о средней приборной доске Ту-154Б-2
Эволюция ездового быка. Часть 2/7 — ВЛ80К малых номеров, ЭП1 и ЧС2 больших номеров (видео)
— — — — — — — — — — — —