Найти тему
CatGeek

«Оппенгеймер» — главный фильм 2023?

Доброго тебе дня/вечера/ночи. За что я уважаю Кристофера Нолана, так это за смелость. Мужик умеет снимать крутые и технически сложные экшен-фильмы, что неоднократно уже доказал. В то же время он не боится экспериментировать и браться за разные темы, концепты и жанры. Казалось бы, что нового такой режиссёр может привнести в байопики? В этом традиционно предсказуемом и линейном жанре особо негде развернуться. Ещё и когда герой твоей истории не какой-то удалой искатель сокровищ, бизнесмен или контрабандист, а физик-ядерщик. Но Нолан не ищет лёгких путей, благодаря чему зрители получили трехчасовой опус «Оппенгеймер», о котором можно говорить очень и очень долго.

Сюжет фильма, как это у Кристофера Нолана часто бывает, состоит из двух разных слоёв. В прямом хронологическом порядке идёт история пути Роберта Оппенгеймера от юного студента-энтузиаста до одного из самых важных учёных в истории человечества. Вместе с этим идёт рассказ о судебном процессе против создателя атомной бомбы в середине 50-х годов.

-2

Судьба Роберта Оппенгеймера далеко не про превозмогания на пути к мечте. Безусловно, он проделал долгий путь как до признания в научном сообществе, так и до создания атомной бомбы. По стандартной схеме он был бы показан этаким героем, позволившим установить ядерный паритет в мире. Но нет, в данной истории Оппенгеймер — это гений, страдающий от своего таланта, амбиций и эгоцентричности.

Роберт показан очень сложным человеком, не обращающим внимания на мысли и чувства других на пути к своей цели. Он был и лютым бабником, не думающим в порыве страстей о женщинах, с которыми спал, и их желаниях. При всём этом Оппенгеймер безусловно талантливый теоретик и организатор, который обладает буквально видением того, что должно получиться в результате научного эксперимента. А ведь режиссёр кино так же сначала представляет в голове то, что потом должно получиться у съёмочной команды. Намеренно или случайно Нолан сравнивает себя с великим физиком-ядерщиком? Оставлю на ваше усмотрение.

И круто не только то, насколько разноплановым человеком показан Роберт Оппенгеймер. Кристофер Нолан в своей истории постепенно показывает высыхание и внутреннюю «смерть» главного героя. За этой динамикой физической и духовной трансформации крайне увлекательно следить, пытаясь понять, где ломается даже гений.

-3

Собственно момент испытания атомной бомбы показан этаким рубиконом в его жизни. До него мы всё ещё видим смелого энтузиаста, который не боится рискнуть судьбой мира ради реализации своей теории на практике. Однако ужас бомбардировок Хиросимы и Нагасаки выжигает Оппенгеймера изнутри. От Прометея 20-го века остался дряхлый мужичок, который думает лишь о том, что подписал всему человечеству смертный приговор.

Весь этот долгий и сложный человеческий путь перемежёвывается вставками из слушания по делу Оппенгеймера, где его хотят лишить допуска к государственной тайне и втоптать репутацию в грязь. На допросе предвзятые чиновники приписывают Роберту связи с коммунистами и пытаются накопать компромат на изобретателя ядерной бомбы. Процесс этот не случаен и организован Льюисом Штрауссом — председателем Комиссии по атомной энергии. Данный человек Ноланом выставляется как типичный двуличный политик. С одной стороны, Штраусс пытается дружить и якобы помогать Оппенгеймеру и учёному сообществу, а с другой — он выступает инициатором того самого слушания, которое должно помочь Льюису поднять его статус на фоне опущенного, посрамлённого Оппенгеймера и занять пост министра торговли США.

-4

В данном конфликте сухого прагматика и гениального учёного невооружённым глазом видна аллюзия на историю Моцарта и Сальери, где таланту отравлял жизнь завидующий ремесленник. Причём как и у музыкантов, борьба Штраусса и Оппенгеймера довольно односторонняя, ибо Роберту было глубоко плевать на его общественный и политический статус. Он лишь хотел мира и стремился остановить гонку вооружений массового уничтожения, которую сам начал. А вот Льюис Штраусс как раз завидовал Оппенгеймеру, его титулу «отца атомной бомбы». Ему казалось, что он и ему подобные тоже сделали большой вклад в создание ядерного арсенала США.

Что забавно, в конфликте Оппенгеймер/Штраусс тоже нет победителя, как и в истории Моцарта и Сальери. Подковёрные игры Льюиса открылись общественности, и его политические очки сгорели до нуля. А Оппенгеймер оставался изгоем вплоть до 1963-го года и был реабилитирован уже при президенте Джонсоне. Но исполнил ли он свою цель, остановил ли гонку вооружений? Скорее нет, чем да.

Крутым моментом является не только то, как Нолан сплёл в сценарии эти две сюжетные линии, но и то, как он их подчеркнул визуально. Как и в одном из его первых фильмов, «Помни»/Memento, Кристофер разделяет нарративные арки по цветовой гамме. Путь Роберта Оппенгеймера от учёбы в университете и до приёма у Линдона Джонсона снят традиционно в цвете. Процесс же по лишению допуска о государственной тайне и все сцены с Льюисом Штрауссом сняты с использованием чёрно-белого фильтра.

-5

Этот приём позволяет не только дифференцировать две сюжетные линии, но и лишний раз выделить разницу между главными героями фильма. Роберт Оппенгеймер и его жизнь полны самых разных красок, в то время как Штраусс прагматичный сухарь, который пытается затянуть всех в комфортную для него серость, где не видно, «чёрный» он или «белый», злой или добрый.

Стоит выделить и другие технические фишечки «Оппенгеймера», ибо без этого аспекта фильмы Нолана представить сложно. Мне понравилось, как видение Роберта Оппенгеймера, его понимание физических процессов буквально визуализировано на экране яркими всполохами и хаотичным движением атомов. Это не только добавляет изобретательности визуалу, но и позволяет на пальцах объяснить обывателю, о чём говорят учёные в фильме.

Интересным образом Нолан подал и моменты, когда Роберт Оппенгеймер нервничает, паникует или вообще трясётся от ужаса. Реальность вокруг него начинает содрогаться и искажаться, из-за чего Роберт начинает видеть достаточно жуткие и сюрреалистичные образы. Наиболее репрезентативна здесь сцена после использования атомной бомбы, где… скажем так, на него обрушивается колоссальное чувство вины за содеянное.

-6

Ну и, разумеется, фильма бы не было без актёров, поэтому давайте аплодисментов выдадим и им. Киллиан Мёрфи 100 % получит «Оскар» за лучшую мужскую роль — и более чем заслуженно. Ему удалось передать как моральную, так и физическую трансформацию Роберта Оппенгеймера. Он и эмоционально постоянно истощается, и тело его становится всё более сухим и тощим, что заслуживает уважения за целеумстремлённость в достоверной передаче образа. Ну и главное — как же Киллиан играет глазами. Он может особо много не говорить, но в его глазах можно увидеть и всполохи идей, и бурю эмоций, и огонь, способный сжечь весь мир, и всепоглощающую пустоту.

Роберт Дауни мл. в образе Льюиса Штраусса показал, что он всё ещё отличный актёр и не нужно думать, что он заложник образа Тони Старка. У него вышел харизматичный, скупой на эмоции и очень хитрый политик, которому для успеха не хватило только таланта, без которого он был рождён.

-7

Остальной каст в лице Мэтта Деймона, Эмили Блант, Флоренс Пью и ещё моря толковых голливудских актёров также отлично справился со своей работой, оживив и придав энергичности даже минутным ролям. Вообще Нолан, конечно, удивил, ибо такую концентрацию именно звёзд первой величины на одном экране увидишь крайне нечасто.

-8

«Оппенгеймер» — это определённо веха в жанре байопиков. Кристофер Нолан вновь сумел рассказать сложную историю простым и понятным языком, ещё и вдохнув в неё много эмоций и переживаний. Отличный сценарий, море звёзд и прекрасных перформансов, первоклассное техническое исполнение — что ещё нужно главному фильму года? Мне кажется, на сей раз Нолану ничто не должно помешать одержать победу в большей части номинаций.

-9

Автор текста: Павел Широков

Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.