Согласно легендам, хан Золотой Орды, внук Чингисхана хан Батый перед сражениями играл в настольную игру, которой очень дорожил и скрывал от прочих глаз. В какую именно – история умалчивает, но ряд исследователей сходится во мнении, что это была татарская игра джармо.
Интересно, что в русскоязычном интернете почти нет никакой информации об этой игре. Если ввести в поисковой строке «джармо», то большая часть сайтов будет рассказывать об обнаруженных на территории иракского Курдистана останках поселения, существовавшего ещё до нашей эры. На выручку приходят иностранные ресурсы, посвящённые великому многообразию настольных игр народов мира.
На одном из итальянских порталов удалось отыскать и легенду (весьма сомнительную, правда), и правила. Там описаны две вариации игры. Первая, которая популярна в Польше и ряде других стран Восточной Европы, называется ясир. А вторая – как раз джармо. Для нас интереснее именно вторая, потому что там меньше ограничений в передвижении.
Итак, о правилах
Доска для игры особая: на ней нанесены 25 квадратов, расположенных в пять рядов. Каждое игровое поле соединено с другими сетью линий в строго определённом порядке (смотрите изображение). Доска ассиметричная, и игра может складываться по разным сценариям – стоит только повернуть доску. Два игрока (хана, полководца). В их распоряжении – по орде, в которую входят по пять лучников разных цветов. Главная задача – довести лучников до противоположного поля – базы противника. Жребий решает, кто начнёт игру первым, после чего игроки ходят по очереди. Лучников нужно переставлять только на поля, которые соединены линиями. Если на квадрате, на который игрок собирается поставить лучника, уже стоит лучник соперника, то можно срубить (захватить) его. Но это не значит, что он выходит из игры до конца партии, так как захваченного лучника можно вернуть на поле. Пешка, которая срубила соперника, получает преимущество и именуется избранным лучником. Если он дойдёт до противоположного поля (стартовой линии расположения противника), то игрок возвращает срубленного лучника на свою исходную линию. Лучник, добравшийся до базы противника, больше не имеет права на ход. Если захватить избранного лучника, то он понижается в звании до обычного, и возвращается на доску описанным выше способом. Ходы назад допускаются. Срубить соперника, находящегося на своей базе, нельзя, но если он довёл своего лучника до вашей передней линии, то можно вывести его из игры с помощью хода назад. Игра заканчивается, когда все незахваченные лучники одного из ханов достигли противоположной линии доски. За каждого из них даётся два очка, а за каждого, оставшегося на поле брани (на доске), – по одному очку, за захваченных лучников, вышедших из игры, очки не начисляются. И тут победить может даже тот, кто не довёл всех своих лучников до заветной линии. Также возможен ничейный результат.
В вариации игры под названием ясир совсем немного отличается поле (добавлена одна линия, соединяющая центральный квадрат с одним из соседних). И правила тоже немного другие: ходы назад запрещены, а если срубают избранного лучника, он понижается в звании до обычного и возвращается в игру тогда, когда его хан получает право хода. Конечно, в правилах не так просто разобраться, но стоит только сыграть одну партию, как все тонкости игры становятся предельно понятными.
Дилемма о происхождении
Ряд исследователей настольных игр до сих пор не может определиться с национальной принадлежностью джармо. Известно, что игра возникла в XII-XIII веках на территории, принадлежавшей впоследствии Золотой Орде. И тут самое время заглянуть в анналы истории. Разобраться в данном вопросе нам поможет первый из известных исторических и литературных памятников монголов – «Сокровенное сказание монголов». Там сказано, что самым могущественным врагом Чингисхана было племя татар. Тут речь не о современном тюркском народе, а о племени, жившем на северо-востоке современной Монголии. Кстати, происхождение у этого племени было отчасти тюркское. В конечном итоге Чингисхан разгромил их, но само название «татары», известное в те времена повсеместно, ненароком перешло и на самих монголов.
Первое упоминание об игре, похожей на джармо, встречается в легендах о Батые – внуке Чингисхана. После смерти отца, старшего сына Чингисхана, в 1227 году он стал правителем Золотой Орды. Перед сражениями Бату-хан играл в настольную игру, которая дарила ему концентрацию и закаляла его стратегическое мышление. Так чьим наследием была джармо? Татарским или монгольским?
Если посмотреть монгольские настольные игры, то здесь более известными являются шатар и хиашатар, относящиеся к шахматным. Они, кстати, популярны и в Бурятии. Никаких схожих с джармо игр обнаружить не удалось. Здесь на выручку приходит название второй вариации игры, которую я упоминал выше. «Ясир» – в переводе с ряда тюркских языков (турецкого, в частности) означает «неволя, захваченный пленник, невольник» (в словаре иностранных слов Комлева). Это значит, что игра действительно является старинной татарской, ведь если бы её создали монголы, вряд ли бы дали ей название на языке одного из главных врагов. Если же взять название «джармо», то прочитать можно и как «ярмо». Это устарелый синоним слова «иго», что в переносном смысле означает «гнёт завоевателей над побеждёнными». И в первом случае, и во втором названия игры полностью соответствуют её главной идее. А к Батыю и прочим правителям Золотой Орды игра могла попасть очень легко: победители, как правило, прибирают к рукам не только территорию, но и яркие явления историко-культурного наследия.
Восстать из пепла времён
Джармо является бесспорным наследием тюркоязычных народов. В России проживает бесчисленное множество оных, и потому возрождать и развивать данную игру просто необходимо. В её различные вариации в настоящее время играют в некоторых странах Европы и Бразилии. Комплект игры мне встретился на польской и бразильской интернет-площадках, но доставка (в силу понятных причин) невозможна. Придётся создать её в кустарных условиях. Не далее, как вчера вечером, я начертал поле на листе бумаги, и мы с домашними опробовали джармо на практике. Это очень интересная игра, финал которой может быть неожиданным. Стоит серьёзно задуматься о возрождении этой старинной татарской игры, а следом – о признании её объектом нематериального культурного наследия.
#настольныеигры
#джармо
https://www.youtube.com/watch?v=e1qtqQ7iqdI - видео, посвящённое игре джармо.