Найти тему
Диванный адмиралЪ

Можно ли было спасти Ленинград? Часть 1.

Оглавление

80 лет назад, 26 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня. Блокада сопровождалась беспрецедентными жертвами среди мирного населения, в основном от голода и болезней, но свой вклад вносили и обстрелы немецкой артиллерии, и бомбёжки. Масштаб трагедии неизменно вызывает вопросы: а почему так вообще получилось? Какие действия привели к столь печальному результату? И главное – можно ли было сделать что-либо, чтобы всё сложилось иначе? Попробуем максимально глубоко изучить вопрос и дать на него ответ.

Лужский рубеж

После поражения в Приграничном сражении, к началу августа советским войскам удалось остановить противника на реке Луга, где фронт стабилизировался почти на месяц. Группа армий «Север» генерал-фельдмаршала фон Лееба упёрлась в советские резервы, не сумев развить наступление с захваченных плацдармов. Весомый вклад внесло то, что Ленинград был крупным промышленным центром, производившим широкий спектр вооружений. В Ленинграде располагалось основное производство 76-м полковых пушек, а миномётов выдвинутые на Лужский рубеж советские дивизии получили даже сильно сверх штата. Важным подспорьем являлись тяжёлые танки КВ, производившиеся на Кировском заводе - всего в 1941 году именно на Ленинградский фронт их поступило более тысячи. У советского командования появились вполне обоснованные надежды на то, что наступление противника к Ленинграду сорвано, и не получит развития. Но противник считал иначе.

После окончания Смоленского сражения перед Верховным командованием Вермахта встала дилемма. Первоначальный план операции «Барбаросса» пошёл прахом, никакого выхода на линию «Архангельск-Астрахань» за 40 дней не было и речи. Советские армии не удалось разгромить в междуречье Двины и Днепра, на фронте появлялись всё новые дивизии, детище советской «перманентной мобилизации». На флангах продвижение вообще прекратилось: на юге под Киевом, на севере на Лужском рубеже. В этой ситуации выбор сводился к двум решениям: либо сосредоточить все силы на московском направлении, попытавшись достигнуть главной цели кампании, либо взять оперативную паузу на центральном направлении, и направить силы на фланги «Барбароссы».

В итоге, было выбрано именно второе решение, до сих пор вызывающее ожесточённые споры. 2-я танковая группа Гудериана отправилась на юг, замыкать Киевский котёл в связке с 1-й танковой группой Клейста. На Лужский рубеж отправились моторизованные корпуса 4-й танковой группы Гёпнера. Столь резкое изменение баланса сил привело к прорыву фронта и выходу противника к Ленинграду. 25 августа Лужский рубеж был прорван, 28 августа замкнулось кольцо окружения вокруг советских войск.

Произошло то, что уже неоднократно случалось в 1941 году: прибытие новых подвижных соединений оказалось вовремя не замеченным советским командованием, пока 2 сентября не были захвачены документы 20-й моторизованной дивизии. Только тогда стал ясен масштаб катастрофы, и адекватно среагировать было уже невозможно. К тому моменту XXXIX моторизованный корпус прорвал советскую оборону и уже несколько дней продвигался вперёд в "тумане войны", снося слабые заслоны на своём пути. Лениградский фронт в это время занимался подготовкой деблокирующего удара в сторону окружённых под Лугой частей, и не имел возможности манёвра силами.

30 августа 20-я моторизованная дивизия захватила станцию Мга, перерезав железнодорожное сообщение Ленинграда с «большой землёй», а 8 сентября части немецкой 18-й армии захватили Шлиссельбург и вышли к берегу Ладожского озера, окончательно отрезав Ленинград. От падения город спасло то, что наступало время решительного броска на Москву, и моторизованные корпуса фон Лееба уже буквально «сидели на чемоданах» перед тем, как их забрали в группу армий «Центр» для участия в операции «Тайфун». Поэтому, постигнув неудачу в последней попытке штурма города, немецкие войска приступили к долгой блокаде.

С 10 июля (начало боёв на Лужском рубеже) по 30 сентября советские безвозвратные потери (убитые, пропавшие без вести) составили 214000 человек, санитарные (с учётом заболевших) 130000. Немцы потеряли 25900 безвозвратных, 84100 санитарных, без учёта заболевших. Основную долю пропавших без вести всегда дают окружения, так произошло и в этот раз, в "лужском котле".

Боевые действия советских войск на подступах к Ленинграду. 10 июля - 10 ноября 1941
Боевые действия советских войск на подступах к Ленинграду. 10 июля - 10 ноября 1941

Первые попытки прорыва блокады. «Невский пятачок».

Первую попытку прорыва блокады предприняли силами 54-й армии маршала Г.И. Кулика уже 10 сентября. Ударом вдоль южного берега Ладожского озера попытались пробить коридор по кратчайшему расстоянию. В ходе сражения от удара на Шлиссельбург отказались, перенеся основные усилия в направлении станции Мга. Бои приняли характер встречного столкновения с 12-й танковой, 20-й моторизованной и прибывшей позднее 8-й танковой немецкими дивизиями при поддержке пехоты. Продолжавшееся до начала октября наступление, сопровождавшееся постепенным вбрасыванием прибывавших свежих соединений, к прорыву блокады не привело. Фронт стабилизировался, немецкие танковые дивизии были сменены подошедшими пехотными, которые начали выстраивать долговременную оборону. Маршал Кулик за неудачу лишился должности, его сменил М.С. Хозин. Однако это наступление вынудило противника задержать переброску XXXXI моторизованного корпуса в распоряжение группы армий «Центр».

После катастрофы на Лужском рубеже командовавшего Ленинградским фронтом К.Е. Ворошилова сменил Г.К. Жуков, который сразу же развернул кипучую деятельность. Пока снаружи кольца блокады собирались резервы, ситуацию попытались решить изнутри. Предпринимались безуспешные попытки отбить Шлиссельбург при помощи десанта со стороны Ладоги, на самой Неве было образовано несколько плацдармов, главным из которых стал так называемый "Невский пятачок".

В ночь с 19 на 20 сентября через Неву из района Невской Дубровки переправился передовой отряд из состава 115-й стрелковой дивизии под командованием майора С.П. Седых. Удалось занять небольшой плацдарм около 2 километров по фронту и до 500 метров в глубину. С него предполагалось развивать наступление в направлении Мги. К 21 сентября на плацдарм было переброшено уже 2800 человек, к 10 октября уже 5121 человек. Противник не ожидал форсирования Невы, но вскоре перешёл к контратакам силами 20-й моторизованной дивизии, усиленной танками. При поддержке артиллерии с противоположного берега атаки удалось отбить. Но драгоценное время было потеряно, на периметр плацдарма прибыли резервы: 1-я пехотная дивизия, десантники из 7-й воздушной дивизии, ветераны высадки на Крит. Плацдарм был плотно обложен.

Большую проблему создавало удерживавшееся немцами здание 8-й ГРЭС, монументальная промышленная постройка, разрушить которую не было возможности. Оттуда прекрасно просматривался плацдарм и наводился огонь артиллерии, в связи с чем любое перемещение через Неву днём было невозможно. По этой причине серьёзно осложнялось накопление достаточных сил для прорыва немецкой обороны.

К 30 ноября на плацдарме удалось собрать 20 тяжёлых танков КВ, 10 Т-34 и 16 лёгких танков. В условиях пересечённой местности и малого фронта плацдарма, танки были быстро выбиты и не сыграли той роли, которую на них возлагало командование. Борьба за "Невский пятачок" превратилась в многомесячное позиционное рубилово, стоившее Красной армии 68 тысяч человек. Батальоны один за другим переправлялись через Неву в надежде, что именно последнее усилие обрушит немецкую оборону, и тут же растворялись, неся огромные потери.

Навстречу «Невскому пятачку» должны были наносить удар силы 54-й и 55-й армий. Первое наступление началось 20 октября, но уже к 28 числу, понеся большие потери, советские части остановились, не достигнув значимого продвижения. Вторая попытка наступления 8-10 ноября также ни к чему не привела. Наступление пришлось прекратить из-за прорыва немцев к Тихвину, навстречу финнам. Фронт блокады замер до января 1942 года.

Одной из причин неудач прорыва извне стало то, что специально собиравшиеся для этих целей соединения пришлось в срочном порядке перебрасывать под Москву: 30 сентября противник начал операцию «Тайфун». Оборона была прорвана, в окружение под Брянском и Вязьмой попали сразу семь советских армий трёх фронтов. В таких условиях советскому командованию пришлось изыскивать любые возможные резервы, и одним из них стали выделенные для деблокады Ленинграда дивизии. В их числе была, например, 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова, отправившаяся с Волховского фронта под Волоколамск. В данном случае советское командование невозможно осуждать, при потере Москвы снятие блокады Ленинграда тоже теряло всякий смысл.

Невский пятачок
Невский пятачок

Город в кольце блокады

На момент выхода немцев к Шлиссельбургу, в городе находилось 2 миллиона 484 тысячи 500 человек.

Иногда встречаешься с настоящей дикостью, когда люди на полном серьёзе заявляют, что город можно было спокойно снабжать по Ладоге, а голод это следствие неумелых действий властей. Эту повестку продвигает известный писатель-фантаст Марк Солонин. Или про набившие оскомину Бадаевские склады. На самом же деле, проблема блокады очень сложна и многогранна, а драма голода развивалась в несколько этапов, на каждый из которых практически невозможно было повлиять.

8 сентября 1941 года Ленинград впервые подвергся массированной бомбардировке с воздуха. К городу прорвались 23 немецких бомбардировщика. Им удалось сбросить больше 6000 зажигательных бомб, подавляющая часть которых упала на территории Московского района. На Бадаевских складах, расположенных недалеко Московского железнодорожного узла, бывшего главной целью бомбардировки, возник большой пожар - на территорию складов упало 280 зажигательных бомб. Из 135 складских строений сгорели 27, вместе с ними было уничтожено около пяти тонн сахара, 360 тонн отрубей, 18,5 тонн ржи, 45,5 тонн гороха, более 286 тонн растительного масла, 10,5 тонн животного масла, около трех тонн макарон, 2 тонны муки, и около 209 тонн бумаги

Однако, вопреки расхожему мнению, сохранение складов никак не спасло бы город от голода. Сгоревшего на складах продовольствия в самом оптимистичном случае хватило бы на неделю. При обычном режиме потребления уже на 2-3 дня. Ни один крупный город невозможно кормить со складов, их функция - дать запас прочности системе на случай эксцессов при доставке продовольствия. 2,5-миллионный Ленинград, расположенный в малопригодной для сельского хозяйства местности, питался буквально "с колёс", поэтому обрыв снабжения моментально привёл к кризису.

10 сентября бомбардировка повторилась, на этот раз было сброшено уже 420 зажигательных и 1 фугасная бомба. Но, по счастью, продуктовые склады не были задеты. В тот же день Ленгорисполкомом было принято решение рассредоточить продтовары со складов Торгового порта (масло, жмых, соя, дичь, яйца), Бадаевских складов (140 тонн растительного масла), Черниговских холодильников (рыба, мясо, консервы). На следующий день аналогичное решение было принято по поводу зерна, муки и круп, находившихся на привокзальных базах и в портовом элеваторе.

Возникает вопрос: почему власти заранее не подготовили дополнительные склады, защищённые хранилища, и не запасли продовольствия перед блокадой? Потому что на тот момент в этом не было никакой необходимости. Немцев остановили на Лужском рубеже, где и держали их больше месяца. В немецком генштабе не было Штирлица, который бы сообщил советскому командованию, что немцы отступят от плана "Барбаросса" и развернут танковые группы на фланги. На юге это обернулось Киевским "котлом", потерей Донбасса, и даже на короткое время Ростова. На севере же приехавшая с московского направления 3-я танковая группа позволила взломать Лужский рубеж и в кратчайшее время выйти к станции Мга, отрезав Ленинград от снабжения по железной дороге. Ситуация развивалась слишком стремительно, чтобы успеть предпринять какие-либо меры. Тем более, что изначально речь шла не о блокаде, а о захвате Ленинграда, и советское командование готовилось в первую очередь к обороне и боям на городских улицах.

Разгрузка продовольствия в Кобоно-Кареджском порту, Ладожское озеро
Разгрузка продовольствия в Кобоно-Кареджском порту, Ладожское озеро

Почему же сразу не наладили снабжение по Ладоге? Тот же самый писатель-фантаст М. Солонин утверждает, что Ленинград не был отрезан, потому что сохранялось снабжение по воде.

Прежде всего, стоит обратить внимание на небольшую протоку, соединяющую Ладожское озеро с Балтийским морем, она называется «река Нева». Так вот, на её берегу, на самом выходе из Ладоги, в городе Шлиссельбурге, сидели немцы. Первые перевозки по Ладожскому озеру начались ещё до блокады, когда немцы перерезали Октябрьскую железную дорогу. Но это сыграло даже негативную роль: после захвата Шлиссельбурга множество судов и барж оказались блокированы в Ленинграде, и до снятия блокады не могли участвовать в снабжении города. Поэтому водный путь по Неве стал недоступен. Таким образом, количество плавсредств для снабжения города резко уменьшилось.

Вторая проблема заключалась в том, что южная Ладога практически несудоходна из-за внезапных сильных штормов, которые ломали корабли в щепки. Даже сегодня водный путь по Ладожкому озеру могут в любой момент перекрыть из-за погодных условий. Именно поэтому вдоль южного берега озера был прорыт канал, входивший в Волго-Балтийскую систему. По нему в основном и передвигались баржи с продовольствием и иными грузами. Но немцы, вышедшие к Шлиссельбургу, перекрыли данный канал, и единственным путём доставки продовольствия стала проводка по самому озеру, с сопутствующими издержками.

Поскольку судоходный канал и Нева оказались закрыты, пришлось практически с нуля создавать инфраструктуру на незанятом немцами берегу, где имелась всего одна заброшенная пристань. Рейд был заилен, пристань была короткой, технически не оборудованной. Её в срочном порядке начали приводить в порядок, прокладывать подъездные пути, углублять дно, поскольку гружёные баржи из-за осадки не могли подойти к пристани. Грузы поначалу приходилось сперва перегружать на лодки, и уже с лодок вывозить на берег, что крайне негативно сказывалось на темпах разгрузки.

Проблемы возникали и на «той стороне»: на реке Волхов не было достаточной инфраструктуры для снабжения города-миллионника. Своё слово сказала и Ладога: вынужденные следовать по бушующему озеру суда несли большие потери. В том числе и баржи, вывозившие из Ленинграда мирное население. По итогу, за сентябрь-октябрь водный путь позволил доставить продовольствия всего на 9 дней.

-5

Ситуацию усугубляло то, что немецкий XXXI танковый корпус 14 октября совершил рывок на Калинин (Тверь) и перерезал Октябрьскую дорогу, соединяющую Москву и Ленинград. Теперь грузы к Ладоге из центральных районов страны пришлось везти окольными путями. Дальше – хуже, немцы захватывают Донбасс и подмосковные месторождения бурого угля. Правительству не остаётся ничего иного, кроме как перевести паровозы на дровяное отопление, что сразу понизило эффективность работы железнодорожного транспорта на 30%.

В ноябре водный путь естественным образом прекратил свою работу ввиду того, что замёрз сначала Волхов, а потом и Ладога. Из-за ледостава сперва пришлось отказаться от использования барж, а затем город просто перестал получать какие-либо грузы. Очень повезло, что зима 1941-42 годов была одной из самых холодных за столетие, и озеро быстро и надёжно замёрзло, так что удалось пустить автомобильную "дорогу жизни", но почти весь ноябрь город жил исключительно на скудных запасах.

Дальше опять свой ход сделали немцы, попытавшись соединиться с финнами, стоявшими на рубеже реки Свирь. В ходе нового наступления они продвинулись далеко за Волхов, и 10 ноября взяли Тихвин, прервав железнодорожное сообщение с Ладогой. Теперь, чтобы доставить грузы к "дороге жизни", грузовикам приходилось делать крюк около 300 километров по бездорожью. Помимо того, что это серьёзно увеличивало пути подвоза, значительную часть груза теперь составляло топливо для самих грузовиков, чтобы иметь возможность вернуться обратно. 200 автомашин за время работы трассы просто пропали без вести.

Тихвин удалось освободить лишь 10 декабря, а вся ветка Тихвин-Волхов была освобождена лишь 24 декабря, к тому же, часть мостов на ней была разрушена. Поэтому только в январе стало возможным наладить регулярное снабжение по ледовой трассе, перебросив туда освободившиеся после восстановления железной дороги автомашины. Именно на это время приходится самый страшный голод: 250 граммов хлеба рабочим, всем остальным — 125 граммов.

Но даже после налаживания сообщения по «Дороге жизни» автотранспорт неспособен был в полной мере заместить объёмы, перевозимые по железной дороге, либо водным транспортом. Особенно, когда основной грузовик — это "полуторка". Опять же, с собой в Ленинград надо было брать топливо на обратный путь, и топливо для самого города. Поэтому железнодорожные пути максимально приближали к ледовой трассе, а в 42 году по дну Ладоги был проложен топливопровод.

Дорога жизни
Дорога жизни

А что же авиация?

Фантаст Солонин настаивает на том, что СССР мог снабжать Ленинград по воздуху, и ссылается при этом на опыт снабжения Союзниками западного Берлина. Данная позиция не выдерживает даже малейшей критики.

Во-первых, СССР даже близко не обладал таким количеством транспортной авиации, как США и Великобритания, уступая на порядки. Во-вторых, Союзники пользовались роскошной аэродромной сетью западной Германии с бетонными ВПП, коротким плечом подвоза и отсутствием противодействия противника. Откуда в лесах и болотах на Волхове взять такую инфраструктуру? К тому же, снабжение по воздуху потребовало бы колоссального количества дефицитного авиабензина, которого просто не было в таких количествах.

Гораздо практичнее будет рассмотреть опыт снабжения по воздуху в условиях Восточного фронта немецких группировок.

Им удалось на протяжении длительного времени снабжать окружённые в Демянске части (около 120 тысяч человек), пользуясь коротким транспортным плечом (в десятки километров), но со снабжением армии Паулюса в Сталинграде (300-320 тысяч по разным оценкам) уже не справились. Несмотря на то, что для снабжения группировки собрали сотни транспортных Ju-52, бомбардировщики He-111, дальние разведывательные Fw-200 и Ju-86, и даже пассажирские лайнеры Ju-290, всего через месяц в окружённых частях начался голод. К концу боёв группировка немецких войск уже дошла до крайнего истощения, в результате чего от изначальных 300 тысяч до советского плена дожило только 90, из них большая часть умерла от последствий голода и болезней.

Точно так же немцы не справились со снабжением по воздуху 250-тысячной группировки в Тунисе. До трети грузов составлял авиабензин для обратного пути самолётов, и уже к апрелю немецко-итальянские танковые части просто встали без горючки, включая прожорливые "Тигры".

Как господин Солонин предлагает снабжать 2,5 миллиона человек в Ленинграде по воздуху силами малочисленной советской транспортной авиации, решительно непонятно. Какие-то продукты по воздуху действительно доставлялись, особенно пищевые концентраты (максимум калорий в минимальном объёме), но очевидно, что серьёзно изменить ситуацию с продовольствием в городе таким способом было просто невозможно.

Карта маршрутов транспортной авиации в блокадный Ленинград
Карта маршрутов транспортной авиации в блокадный Ленинград

Трагедия 2-й ударной армии. Любанская операция.

Решив в общих чертах проблему голода и пережив самые страшные месяцы, под Ленинградом приступили к осмысленным попыткам прорыва блокады. Этому способствовало общее зимнее контрнаступление, в ходе которого противник был отброшен от Москвы, Ростова, Тихвина. Было разблокировано железнодорожное сообщение с Ладогой, советские войска вышли к Старой Руссе, окружили немецкий 2-й корпус в Демянске.

Для прорыва блокады Волховский фронт К.И. Мерецкова силами 2-й ударной армии Н.Г. Соколова и Ленинградский фронт силами 54-й армии начал Любанскую операцию. После неудач зимних попыток прорыва по кратчайшему направлению, на этот раз планировался глубокий обход с рубежа реки Волхов, с окружением I немецкого корпуса схождением ударных группировок под Любанью и в районе Тосно. Затем должен был последовать удар на Лугу, в тыл всей группе армий «Север».

Начало было неудачным: 2-я ударная пошла в бой 7 января, не успев полностью завершить сосредоточение и подтянуть артиллерию. Атакующие дивизии не смогли взломать немецкую оборону и понесли серьёзные потери. По итогам Соколов был смещён, и его место занял Н. Клыков. Повторная попытка под его руководством обернулась успехом: Волхов был форсирован, фронт 18-й немецкой армии был прорван. 2-я ударная быстро продвинулась на 30 километров, но наступавшая навстречу 54-я армия имела значительно меньший успех. Наступление велось по очень тяжёлой лесисто-болотистой местности, что не могло не сказаться на темпах продвижения. Шла своеобразная гонка: успей советские части выйти к Любани, и немецкий I корпус был бы окружён. Если же немцы успеют подтянуть резервы, то под угрозой окажется уже втянувшаяся в «мешок» 2-я ударная. Брошенный в прорыв 13-й кавалерийский корпус во взаимодействии со 2-й ударной по итогу продвинулись до 75 километров, но сойтись у Любани так и не удалось. Не хватило буквально 10 километров.

Максимальное продвижение советских войск
Максимальное продвижение советских войск

Основной причиной неудачи стала нехватка боеприпасов: потери 1941 года и эвакуация промышленности не позволяли обеспечить войска в должной мере. Отсутствие опыта у советских частей против матёрых немецких дивизий тоже сыграло роль. Значительной проблемой стало то, что немцы во что бы то ни стало удерживали опорные пункты в основании прорыва, что позволяло им ограничивать снабжение вырвавшейся вперёд группировки. Настоящей удавкой на шее 2-й ударной стало удерживавшееся немцами местечко Спасская Полисть. Несмотря на неоднократные атаки, его так и не удалось взять.

15 марта, использовав резервы, немцы перерезали 14-километровый коридор в основании выступа, образованного 2-й ударной армией, и превратили его в окружение. 27 марта наши сделали попытку прорыва кольца окружения, поддержанную извне 3 стрелковыми дивизиями. Удалось пробить коридор шириной 3 километра, но вместо того, чтобы вывести через него войска, Мерецков поставил командованию 2-й ударной новые наступательные задачи, со всё той же целью – выйти к Любани. Это было уже серьёзной ошибкой. Сказывался «эффект последнего батальона», когда командованию казалось, что ещё одно, последнее усилие, и немцы посыплются.

Сменивший Мерецкова генерал-лейтенант М. Хозин поднял перед Ставкой вопрос либо о ликвидации узлов обороны противника в основании выступа, либо об эвакуации 2-й ударной из мешка. Начался постепенный отвод войск в тыл, но немцы не дали его завершить, и 22 мая нанесли удар сразу 9-ю дивизиями. Узкий коридор удавалось удерживать несколько дней, но 31 мая кольцо окружения сомкнулось, и отрезанными оказались около 40 тысяч человек.

Последний деблокирующий удар состоялся 19 июня. К тому моменту в "котле" оставалось ещё 23 401 человек. Удалось пробить коридор всего 300 метров шириной, по которому до 22 июня успели выйти несколько тысяч человек, прежде чем «котёл» был окончательно захлопнут. Армией на тот момент вместо заболевшего Клыкова командовал будущий коллаборант Власов, он был взят в плен 12 июля. Всего из котла вырвалось 9462 человека, в том числе 5494 человека раненых и больных, к 10 июля вышли ещё 146 человек. Общая численность армии на момент начала Любанской операции составляла 75 тысяч человек.

Выход из окружения частей 2-й Ударной армии
Выход из окружения частей 2-й Ударной армии

Самое время попытаться дать ответ на поставленный в заголовке вопрос: можно ли было спасти Ленинград?

Осенью 1941 предотвратить блокаду Ленинграда, скорее всего, было невозможно, даже при условии, что советское командование не будет ошибаться. Разворачивание немецких танковых групп на флангах слишком сильно изменило баланс сил на Лужском рубеже, а такой удар не держал никто. Франции в 1940 хватило одной танковой группы, а против Ленинградского фронта развернули две. Сдержать немцев не удалось не только под Лугой, но и под Киевом, а позднее под Брянском и Вязьмой.

Стоит специально отметить, прорыв обороны на Лужском рубеже и выход к берегу Ладожского озера произошёл благодаря изменению противником изначального плана вторжения в СССР на фундаментальном уровне, и адекватно отреагировать на эту угрозу не было возможностей. Даже если бы условный Штирлиц положил на стол Сталину карту «Барбароссы», никакого поворота под Ленинград там бы не увидели.

При этом, советским войскам удалось избежать наихудшего сценария. Сперва получилось сорвать быстрый штурм города, а затем не позволить создать внутренне кольцо окружения. По плану немцы собирались не только выйти к Ладожскому озеру у Шлиссельбурга, но и фросировать Неву, соединившись с финнами. В этом случае никакой «Дороги жизни» бы не было, и город полностью вымер к декабрю. Точно так же, контрударом под Тихвином немцам не позволили соединиться с финнами на Свири, и создать более широкое кольцо окружения. Позже их отбросили обратно, разблокировав короткий путь к «Дороге жизни».

Возможно ли было избежать голода? Да, если бы руководители города перенеслись в будущее и прочли эту статью. Тогда бы они ещё в июле начали заготавливать продовольствие, оборудовать подземные склады, ремонтировать пристани и углублять рейды. Но поскольку в реальности события развивались стремительно, то за 2 недели с прорыва Лужского рубежа до потери Шлиссельбурга невозможно было предпринять сколь-либо значимых шагов. Своевременное рассредоточение Бадаевских складов позволило бы на несколько дней продлить повышенную норму питания, но не решило бы проблему кардинально. И не могло решить.

Деблокада города в январе-феврале 1942 силами 2-й ударной армии тоже, скорее всего, была невозможной. Не хватало боеприпасов и опыта, а немцы были ещё сильны. Судьба 2-й ударной армии скорее типична для весны 1942. Точно так же подо Ржевом попали в окружение войска 39-й армии, примерно по тем же причинам. Упорно удерживавшийся в основании прорыва город Белый ограничивал возможности по снабжению прорвавшейся группировки, а затем послужил плацдармом для срезания выступа. Даже если предположить успех в окружении I немецкого корпуса 2-й ударной армией, сил для развития успеха и окончательного прорыва блокады было недостаточно. В условиях весны 1942 года немцы уверенно держались в окружении, снабжая свои группировки по воздуху, а затем срезали опасные выступы с помощью прибывших резервов.

Более серьёзные и основательные попытки прорыва блокады последуют уже летом 1942 года, но об этом в следующей части.

Источники:

Г. Пернавский – Мифы блокадного Ленинграда

А. Драбкин, А. Стаценко, Б. Иринчеев - Подвиг 2-й Ударной армии. Любанская наступательная операция

Д. Гланц – Блокада Ленинграда 1941-1944

А. Исаев - От границы до Ленинграда

А. Исаев – Антиблицкриг Красной армии