В 1964 году на экраны советских кинотеатров вышел детский фильм «Сказка о потерянном времени», снятый по произведению Евгения Шварца. Сказку экранизировал режиссер Александр Птушко, за которым закрепилось звание главного новатора советского кинематографа того времени. Сегодня этот фильм кажется простым и наивным, но 60 лет назад это был прорыв: в нем использовались передовые спецэффекты, над которыми пришлось поломать голову.
Режиссер, изобретатель, конструктор…
Согласно сюжету сказки злые волшебники хотят вернуть себе молодость, забрав годы у школьников, которые не ценят время. Сначала у колдунов получается задуманное, и они превращаются из стариков и старушек в мальчиков и девочек: у них исчезают морщины и седина. А у одного из колдунов – лысого Андрея Андреевича, которого играл Георгий Вицин, – отрастают новые волосы.
Чтобы снять эту сцену, на актера надели специальный парик, в котором волосы свободно проходили через ткань. Вицину на затылке сделали хвостик, за который помощник режиссера тянул, втягивая волосы в парик, и Андрей Андреевич «лысел». Потом эту съемку запустили в обратной перемотке, и волосы у колдуна отрастали. Говорят, этот парик режиссер не только придумал, но и сам сделал.
Часы, висящие на стене в избушке злых волшебников, Александр Птушко, увлекающийся резьбой по дереву, тоже смастерил сам. Он же самостоятельно сконструировал сидящую в них механическую кукушку, которая играет очень важную роль в развитии сюжета.
Птичка подсказывает ребятам, как победить колдунов и снова превратиться в детей. Кстати, большая часть пеньков и коряг из антуража избушки волшебников заимствована из личной коллекции режиссера.
Экскурсия по Москве 1960-х годов
Зловещий лес и избушку злых волшебников снимали в павильонах киностудии «Мосфильм», но основные съемки «Сказки о потерянном времени» происходят на улицах столицы. Этот фильм – прекрасная экскурсия по центру Москвы 60-х годов прошлого века. Например, колдуны сговариваются творить мелкие пакости в сквере у построенного в 1960 году бассейна «Москва». Потом главный герой Петя Зубов встречает там своего соседа. Теряя время, школьник проходит полгорода: Мосфильмовскую улицу, Комсомольский проспект, Берсеньевскую набережную, здание МИД. А за ним везде следует злой волшебник, собирая в мешок заветные минуты. Превращение школьника в дедушку происходит у Большого Устьинского моста. Там Петя дразнит рыбака, а потом превращается в старичка.
Превратившись в дедушку, в душе он остается мальчиком и бежит на Пушкинскую площадь к кинотеатру «Россия», где подрисовывает усы девушке на афише. Здание кинотеатра построено в 1961 году, всего за три года до выхода фильма. Потом Петя оказывается у гостиницы «Юность», возведенной в том же году. А чуть раньше он пытается продавать мороженное на углу универмага «Москва», открытого для посетителей в 1963 году, всего за год до выхода фильма. С взрослой жизнью у школьника не ладится. И расстроенный он снова оказывается у Большого Устьинского моста на Котельнической набережной.
Кстати, в этих кадрах хорошо видна другая знаменитая набережная, Космодамианская, где сегодня компания «Галс-Девелопмент» возводит жилой комплекс класса de luxe «Космо 4/22». Это камерный клубный дом с резиденциями от 45 до 174 кв. м, в том числе с 11 пентхаусами с потолками 7,6 метра и террасами с видом на Москву-реку. Подробнее узнать о проекте и выбрать резиденцию можно на сайте застройщика>>
Но вернемся к Пете Зубову. С Котельнической набережной экскурсия по Москве 60-х годов начинается по второму кругу: здание МИД, кинотеатр «Россия» и т.д. Впрочем, пересказывать сюжет этого фильма мы не будем. Он достоин того, чтобы его еще раз посмотреть. Людям старшего возраста будет интересно снова увидеть город своей молодости, а детям «Сказку о потерянном времени» лучше прочитать. Сюжеты фильма и произведения Шварца практически не отличаются, разве что в книге стрелки часов нужно повернуть не три, а 77 раз.