6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на японский город Хиросиму.
Окончательное решение о применении ядерного оружия было принято президентом США Трумэном на основе донесений ближайших советников. Главным аргументом служило скорейшее окончание войны и, как результат, спасение большого количества американских и японских жизней.
Цели выбраны
В феврале 1947 года Генри Стимсон, военный министр США в 1945-м, заявил: «С 1941 по 1945 год я ни разу не слышал, чтобы президент или кто-то другой из правительства США предлагал запретить использование атомной энергии в военных целях».
Действительно, вначале ученые из «Манхэттенского проекта» не задумывались об эффекте и последствиях использования атомной бомбы. Возможно, потому, что работы шли практически параллельно с немецкими физиками-ядерщиками, а результат соперничества стал бы решающим для исхода Второй мировой войны. Правда, некоторые ученые всерьез рассчитывали на то, что ядерное оружие не будет применено в реальности.
Напрасно. Уже к концу 1944 года американские военные составили список возможных объектов для атомного удара. И для этих целей стали готовить специальную эскадрилью бомбардировщиков Б-29. 30 декабря 1944 года руководитель «Манхэттенского проекта» генерал-майор Лесли Р. Грове рекомендовал ознакомить ряд командующих на Тихоокеанском театре военных действий с планами будущих бомбардировок.
В марте 1945 года стало ясно, что бомба будет готова к испытанию в июле. 15 марта военный министр США Генри Стимсон, последний раз обсуждая атомный проект с президентом Рузвельтом, говорил об эффективности нового оружия, а не о том, следует его применять или нет.
Временный комитет
После смерти Рузвельта 12 апреля 1945 года Стимсон доложил об атомной бомбе новому президенту Трумэну. 25 апреля в Белом доме прошло совещание, где военный министр сказал следующее: «…в течение четырех месяцев работа по созданию наиболее страшного оружия, когда-либо известного человечеству, будет закончена».
По предложению Стимсона создали специальный Временный комитет под его же председательством. Как говорил министр, работа комитета «касалась вопросов, связанных с самыми широкими политическими, военными и научными аспектами использования атомной энергии». Этот комитет и сыграл главную роль в принятии решения об использовании оружия массового поражения.
Решение принято
Еще в сентябре 1944 года через посланника Швеции в Японии принц Каноэ пытался узнать мнение союзников относительно условий мира, но это ничего не дало.
Полтора года спустя, в апреле 1945-го, новый кабинет во главе с премьер-министром Судзуки получил указание императора добиться окончания войны как можно быстрее. Но в этот момент правительство СССР объявило об отказе продлять договор о нейтралитете с Японией, а в мае советские войска взяли Рейхстаг.
Тогда же, в мае 1945-го, в Лос-Аламосе Временный комитет принял решение, что японские города однозначно будут подвергнуты атомной бомбардировке. При этом военный министр США Стимсон 2 июля 1945 года направил президенту любопытную памятную записку, в которой говорилось:
«…Япония не является нацией, которая состоит только из фанатиков… но любая попытка истребить японскую армию и население огнем артиллерии или при помощи каких-либо других средств приведет к сплочению нации и к уменьшению разногласий между сторонниками продолжения войны и ее противниками… если мы заявим, что не исключаем возможности сохранения в стране конституционной монархии при существующей династии, то шансы на принятие Японией наших условий значительно возрастут».
Однако такой «мирный» путь устраивал далеко не всех. Некоторые официальные лица в правительстве считали ядерное оружие мощным средством устрашения СССР.
Так, будущий госсекретарь США Джеймс Ф. Бирнс в начале июня 1945 года заявил ученым, работавшим над «Манхэттенским проектом», что атомная бомба нужна не столько для разгрома Японии, сколько для того, чтобы «сделать Россию более податливой в Европе».
К тому же на повестке дня стоял денежный вопрос. К лету 1945 года Штаты создали три ядерные бомбы, из них две плутониевые («Штучка» и «Толстяк») и одну урановую («Малышка»). И необходимо было оправдать огромные расходы (2 млрд долларов) на проект, потому что в конгресс поступало немало запросов на эту тему.
Лучшим оправданием расходов на создание атомного оружия могло бы стать быстрое завершение войны из-за него. Так, уже 4 июля 1945 года решение было принято.
На Потсдамской конференции
17 июля 1945-го, на следующий день после успешного испытания атомной бомбы в Штатах, началась Потсдамская конференция — третья и последняя официальная встреча союзников, лидеров «Большой тройки»: Сталина, Трумэна и Черчилля.
Все, кто узнал о ядерном взрыве необыкновенной мощности, были под впечатлением. Черчилль говорил, что вместо многомесячных жестоких боев с японской армией появилась «действительно блестящая перспектива кончить войну одним или двумя разящими ударами».
26 июля 1945 года на Потсдамской конференции были выработаны условия для капитуляции Японии, но в них не говорилось об атомной бомбе: речь шла только о том, что продолжение сопротивления приведет к тяжелым для японского народа последствиям.
А 28 июля 1945 года премьер-министр Судзуки объявил, что Япония не принимает условий, выработанных на конференции, ибо безоговорочная капитуляция равносильна гибели нации.
Правда, Трумэн надеялся, что японское правительство изменит свое решение, и поэтому на несколько дней отложил приказ о применении атомной бомбы. Но отсчет пошел.
Напрасные надежды
А в это время японское правительство ожидало ответа из Москвы. Когда 2 августа 1945 года закончилась Потсдамская конференция, министр иностранных дел Японии Тодзио направил письмо послу Сато: «…если Япония желает закончить войну до вторжения союзников на ее территорию, то нельзя терять ни одного дня в попытках договориться с русскими».
В 2 часа 45 минут 6 августа 1945 года бомбардировщик Б-29 с атомной бомбой поднялся в воздух и через 6 часов 30 минут сбросил ее с высоты 9 400 м на центр Хиросимы…
А 8 августа после обеда посол Японии в Москве Сато был приглашен наконец на аудиенцию в Кремль. Он ожидал получить ответ на японские предложения о посредничестве СССР между Японией и союзниками по вопросам о прекращении военных действий, но ему вручили декларацию советского правительства об объявлении войны Японии 9 августа 1945 года.
Назавтра премьер-министр Японии Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны». И тогда же американцы нанесли ядерный удар по Нагасаки.
Так зачем понадобилась атомная бомбардировка?
- Чтобы склонить Японию к безоговорочной капитуляции.
- Для демонстрации военной силы Советскому Союзу.
- Как месть за Перл-Харбор и зверства японских солдат.
- Ради первого боевого испытания атомного оружия.
- Для уверенности военных и гражданских в силе США перед лицом советской угрозы.
Скорее всего, имела место совокупность всех перечисленных причин.
Александр Тихомиров, военный историк