Найти в Дзене
Челнинские известия

В коллекции челнинца есть самовар, побывавший на выставке в Париже

Многим Наиль Каюмов известен как руководитель региональной военно-патриотической общественной организации по Татарстану «Полевая почта Герат», как создатель интерактивного Музея Боевой Славы в ЧОП «Герат-Челны». Но мало кто знает, что дома у него тоже музей. На полках красуются 42 самовара

Наиль Раитович к приходу гостей приготовил один из самоваров: залил воду, заложил в него дрова. Сверху установил трубу, которая была направлена в вытяжку камина. При нас затопил его, из трубы сначала вырвалось пламя, потом пошел дым.

"Не только дровами топим самовар, но и шишками от елей, растущих во дворе. Безотходное производство получается, – говорит Каюмов. – Самовары на дровах более надежные. Электрические – на основе кипятильника – сами не отключаются, поэтому, если забудешь, то вода выкипит, и он сгорит".

-2

Спустя время самовар запыхтел, чай на травах – татарстанских и алтайских – подоспел. За чашкой ароматного напитками вприкуску с блинами между нами завязался разговор.

"Самовар для меня, как и для тех, кто из моего поколения, ассоциируется с деревней и бабушкой. Моя жила в Кукморском районе, встречала детей и внуков с чаем из самовара, но уже электрического. Тогда, будучи ребенком, я относился к нему, как к обычному бытовому предмету", – делится воспоминаниями Каюмов.

-3

Специально он не собирался их коллекционировать. Так получилось, что дома было два маленьких игрушечных самовара. Потом на свадьбу подарили самовар в виде кубка. Когда чета Каюмовых побывала в гостях у друга в городе Кандалакша на Белом море, обзавелись там еще одним. Этот самовар пылился в гараже, наш земляк пожалел его, с разрешения хозяина забрал с собой. Вот так и получилась небольшая полочка с четырьмя экземплярами.

-4

"Есть философия, почему решил коллекционировать. На работе – музей по войне, а домашний – компенсируется мирными предметами. Самовар – это предмет домашнего уюта, тепла, мира. Когда стал интересоваться историей самоваров, узнал, что первые в России начали производиться Демидовыми в Пермском крае, позже – в Туле. В 1870 годы только на тульской земле было 80 фабрик по их производству. Там каждый второй мужчина был занят в этом деле: одни изготавливали стакан (саму емкость), другие фурнитуру – крышки, носики. А вообще изначально их изобрели кочевники-монголы, в них устанавливали перегородки и одновременно кипятили воду, варили кашу, похлебку", – рассказал коллекционер.

-5

Его удивило разно­образие самоваров советского производства, оказалось их очень много. Все со своими названиями и формами – рюмка, банка, ваза, полуваза, кубок. Самый старейший экземпляр в коллекции у Наиля Раитовича датирован концом 19 века, есть 1900-1937 годов выпуска, большая часть послевоенные – 1947-1957 годов. Последние кубки – 1970-1980 годов.

"У этого золотистого самовара интересная история, мне его друзья подарили. Генерал Теллер родился в США, с родителями переехал в Россию, служил здесь. За преданность стране Николай II даровал ему подданство. С братом в Туле решили создать свою фабрику. Их самовары ездили на выставки. Вот этот экземпляр часто бывал в Париже, он считается одним из именитых. На его крышке штампом поставлены три медали", – отмечает собеседник.

Было и такое у Наиля Раитовича, когда он отказывался принимать в дар самовар.

"Приезжаем к друзьям в Подмосковье, у них большой старинный дом. Смотрю, стоит маленький самовар, и хозяйка говорит: «Забери его себе. Это наше родовое». Я им отказал со словами:

"Это ваша семейная реликвия, храните его. У вас уникальный самоварчик, очень дорогой и хрупкий, в нем много мелких витиеватых деталей. Хрупкий потому, что металл порошковый. Пусть внуки с другими «малышами» играют, а с этим нельзя".

Поделился он и стоимостью антиквариата: средняя цена – от 28 до 50 тысяч рублей. Материал, из которого они произведены, – латунь, медь, нержавейка, фарфор.

Всего у него в коллекции 42 самовара, а 43-й нарисовала и подарила средняя дочь. Картина висит на кухне.

Наиль Каюмов говорит, что нередко судьба самоваров печальна – они доживают свой век в пункте по приему металлолома. Тем, кому жалко пускать их в расход, там же продают за 1,5-2 тысячи рублей.

Сегодня у многих самовар – просто предмет интерьера. У Каюмовых они рабочие.

"Каждые выходные, когда собирается семья, топим его на улице. Вкусно, колоритно получается", – улыбается коллекционер.

Подпишись и поставь лайк!