Из рабочего процесса:
Наш очередной скандал с дочерью семиклассницей закончился не только слезами и соплями, но и задушевным разговором. Где мы впервые за долгое время поговорили о школе спокойно, без перехода на крики. Дочь прямо и без обиняков наконец открыто смогла мне сказать, что ей в школе ужасно скучно. Что практически всем ученикам на уроках скучно, поэтому они начинают творить что попало.
Кому это будет интересно: открыли учебник, прочитали тему, вопросы есть, вопросов нет, пишем самостоятельную по параграфу. Все, на большее хваленые Макаренки из нашей школы не способны.
Я бы, наверное, тоже со скуки начала что попало творить. Но седьмой класс, учиться еще два года в таком режиме. А через год еще страсти по ОГЭ добавятся и запугивания.
Получается, что я дочь свою прекрасно понимаю, но помочь ничем не могу, только посочувствовать, что ей в таком кошмаре приходится жить. Что я еще могу сказать дочери, как ее поддержать и увлечь школой, если там делают все, чтобы дети от скуки пухли?
Да, право на образование гарантировано каждому гражданину РФ. Поэтому 9 классов необходимо закончить всем и каждому, независимо от отношения к образовательному процессу. Это факт, игнорировать который невозможно, и который стоит учитывать при всех дальнейших размышлениях.
Но давайте посмотрим на происходящее с другой стороны. Когда ч, в каких обстоятельствах человеку становится скучно?
Во-первых, ученик не усвоил темы предыдущих занятий, поэтому не может включиться в новую тему, она проваливается в знаниевые лакуны: если не освоил умножение, деление понять в разы сложнее.
Во-вторых, тогда, когда он совсем не вовлечен в происходящее, считает, что оно к нему не относится. Ему ничего из этого не надо, а школа вяжется. Скука представляется здесь школьнику приемлемой реакцией, хотя бы по тому, что сейчас в школе учится поколение, скуки которого родители не допускали, а развитие технологий обеспечивало такое родительское поведение. Ребенок замечтался, а вдруг он заскучал, думает встревоженная мама и вручает планшет с развивающим заданием или тот час же ведет на формирующее занятие, что эволюция ребенка и движуха вокруг него была бесконечной и непрерывной.
В школе такой ребенок рано или поздно начинает скучать, потому что далеко не все учителя освоили функционал аниматоров. А часть знаний и вовсе надо извлекать самостоятельно.
Отсюда, соответственно, в-третьих, ребенок не умеет себя занимать, развлекать, более того, он считает, что за его скуку\веселье отвечает кто-то внешний по отношению к нему, например, мама или учитель, если брать школу. Это означает, что ребенок, управление качеством своей жизни выносит на аутсорсинг: кто его развлекает, тот им управляет.
Хорошо бы это управление вернуть себе. Начать можно с определение того, кто отвечает за то, скучно или интересно человеку на уроке. Как только ответственность начинает осознаваться как своя, ученик начинает готовиться к уроку, читать дополнительный материал, готовить вопросы по теме. Уровень интереса повышается по мере того, как ученик начинает разбираться в сути происходящего.
Начать можно с вопроса: а есть в школе хотя бы что-то интересное? Если на этот вопрос получается отрицательный ответ. Можно его переформулировать: а что могло бы стать интересным?
Главное ухватить кончик ниточки интереса, потянуть за нее. Это важно потому, что на другом конце этой ниточки жизнь ребенка, проживаемая со смыслом, интересно, ярко и насыщенно. Такую жизнь может жить человек, который понимает, что качество его жизни зависит от него в первую очередь, и вкладывается, как научили его родители.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь