Найти тему
Sunny Blues

Блюзовая классика: Dust My Broom

Типичный блюзовый рифф, но какая странная история! Отследим события, связанные с песней, в период от Роберта Джонсона до Элмора Джеймса

Элмор Джеймс
Элмор Джеймс

Не так-то легко вспомнить, где каждый из нас впервые услышал этот характерный блюзовый рифф, с которого начинается Dust My Broom.

Возможно, это была версия Элмора Джеймса начала 50-х?

Или версия группы FLEETWOOD MAC конца 60-х?

Или какая-нибудь никому не известная группа, которая играла в маленьком ресторанчике или клубе?

Истоки можно отыскать в 30-х годах.

В начале декабря 1933 года известный американский блюзмен Рузвельт Сайкс аккомпанировал некоему Карлу Рафферти в его песне Mr. Carl’s Blues.

Об этом человеке мало что известно, зато мы точно знаем, что эта сессия имела очень большое

значение в истории блюза. В песне были такие строки: «Я верю, я верю, что вытру пыль со своей метлы. А после того, как я стряхну с неё пыль, любой человек сможет прийти в эту комнату». Но если не переводить дословно, то смысл сводится к русскому «смотаю удочки».

Прошло много лет, музыкальные историки анализировали песни Роберта Джонсона, чтобы понять, откуда что появилось. Есть мнение, что песня Джонсона I Believe I Dust My Broom выросла из Sagefield Woman Blues Кокомо Арнольда.

В песне Кокомо есть слова, похожие на те, что были в Mr. Carl's Blues, но этот блюз был записан примерно через десять месяцев после Карла Рафферти. По правде говоря, скорее всего никто и никогда не узнает, кто «написал это первым», но многое указывает на Карла Рафферти, которому аккомпанировал Рузвельт Сайкс.

То были времена, когда исполнители переделывали песни, слушали, как поют другие, и свободно заимствовали как фрагменты песен, так и целые произведения, совершенно не задумываясь об авторских правах – концепция, которая возникла позже, а тогда никого не интересовала. В блюзе сложилась традиция устной передачи, так что это был просто естественный процесс.

Послушав старые записи блюзовых песен, ставшие в каком-то смысле историческими вехами, путеводителем по истории блюза, можно оценить, кто был первым, записавшим песню, но это вовсе не означало, что именно он был её автором. Причем частенько всё определялось стечением обстоятельств, везением, ибо звукозаписывающие компании отправляли своих агентов по городам юга Соединенных Штатов в поисках исполнителей и записывали их на своих мобильных студиях.

В 1951 году Элмор Джеймс записал вариант, который для многих стал окончательной версией песни. Пластинка вышла на Trumpet Records. На одной стороне была I Believe I Dust My Broom Элмора, заявленного как Элмо Джеймс, а на другой - Бо Бо Томас спел Catfish Blues.

В апреле 1952 года пластинка заняла девятое место в ритм-энд-блюзовом чарте. Ещё через три года, в 1955-м, Джеймс перезаписал Dust My Broom под новым названием Dust My Blues, немного изменив текст и переаранжировав куплеты. Эта версия стала известна как "Роберт Джонсон в аранжировке Элмора Джеймса и Джо Бихари". Последний был одним из двух братьев, основавших лейбл Modern, с помощью дочерней компании которого - Flair Recods - Элмор Джеймс записал этот блюз.

А в 1968 году оригинальный состав FLEETWOOD MAC с Питером Грином записал свою версию песни для альбома Mr. Wonderful, в которой появились новые вариации в тексте, и как и во многих других поздних версиях (как в тех, которые были записаны, так и в тех, которые исполнялись только на сцене), перемешивались фрагменты Dust My Broom и Dust My Blues.

Послушайте версии разных блюзовых исполнителей, от Мадди Уотерса до Альберта Кинга, поющих «про метлу».

Читать также: