День в Покхаре, посещение ступы Мира, пещеры Махендра. Прогулка у озера Фева и поход по сувенирным магазинам. Следующий день - 11 часовой переезд на автобусе в Катманду. Конец маршрута и итоги.
Утро началось со встречи рассвета.
Съев отличный завтрак, я, на такси за 1200 Rs, спустился в Покхару, оставил свой большой рюкзак в хостеле, в котором сегодня буду ночевать, и пошёл гулять по Покхаре.
Посетил буддистскую Ступу Мира на горе, дойдя до неё пешком (половина дороги по городу, половина через лес). Интересно, но не так, чтобы очень.
Потом спустился в местную достопримечательность – пещеру Махендра- ничего интересного в этой душной пещере. Жаль потраченного времени, хотя лестница в пещеру красивая.
А потом просто пошёл гулять по Покхаре, смотреть на местный колорит.
Дошёл до озера Фева, погулял по набережной и остальные полдня посвятил прогулкам по магазинам с сувенирами.
Весь следующий день у меня займет переезд из Покхары в Катманду.
Пришёл на автобусную станцию в 6:30, чтобы перед выездом купить билет на автобус в 7:00. Хотя у касс, на общей цветной рекламной табличке по городам, было написано, что автобус до Катманду отправляется в 7:00. Водитель уверял, что автобусы уходят только с 7:30. Может что-то изменилось в расписании? Или он меня просто напарил, чтобы я уехал именно на его автобусе? Билет купил у водителя, место в конце салона, остальные были уже раскуплены, так что есть смысл покупать билеты заранее.
Какие бывают автобусы в Катманду: е обычный дешёвый автобус, на котором ездят местные, что-то вроде того, на котором я ехал от Марфы до Татопани. Он часто останавливается, всех подбирает, всех высаживает на ,и без того долгом, маршруте. Следующий (средний) вариант- это туристический автобус - стоит 8-10$. В моем случае - 1200 Rs. Удобный, с вентиляторами и белыми подголовниками. Я поехал на нём. Есть ещё автобусы Greenline, они комфортней и там кормят на борту. Стоит 25$.
Единственное, чем мне не понравился Непал, это тем, что часто приходится торговаться. Это не касается лоджей или еды в них, хотя иногда можно и здесь попытаться сбить цену. Или можно попробовать поставить условие, что ты у них ночуешь и оплачиваешь только еду, иначе пойдешь искать другой лодж. Но вот в магазинах тебе всё время завышают цену раза в 1,5-2 и приходиться её сбивать. И ты не понимаешь, насколько можно её сбить, и какие аргументы при этом приводить. Я вообще не люблю торговаться. После покупки у тебя всегда остается ощущение, что ты не доторговался и мог бы снизить цену ещё больше. Самый главный элемент торга – просто вовремя уйти из магазина и ждать, когда продавец побежит за тобой, раскаиваясь в своей жадности, предлагая цену ещё ниже. Но часто ты просто смотришь товар, интересуешься, сколько он стоит и уходишь, потому что он тебе не нужен. А продавец просто кричит тебе вслед: «Стой, что тебе не понравилось? Назови свою цену!». И так постоянно. Где-то удаётся сбить цену в 2 раза, где-то мне не удавалось сбить больше 10%, но это видимо потому, что я покупал в особых специализированных магазинах, где цена еще более-менее фиксированная. Или меня просто разводили. До сих пор не знаю.
Так вот, по пути на автовокзал я встретил разносчика пирожков, и вместо того, чтобы просто спокойно утром купить пирожок с яблоками в дорогу и пойти по своим делам, я был вынужден сбивать цену со 150 рупий до 80. И получилось только со второго раза, когда он сначала не хотел снижать ниже 120, я просто ушёл от него и от этого цирка с торгами, и только потом, когда случайно встретил его во второй раз на самом вокзале, он согласился продать за 80 рупий. И то, я уверен, что пирожок стоил 60-70 рупий для местных. Но эти вокзальные пирожки с яблоками были свежие и очень вкусные.
Это была долгая поездка, но я бы не сказал, что прям сильно утомительная. В начале дорога из Покхары до поворота на Бесисахар- очень плохая, постоянная тряска, и ехали мы со скоростью километров 20-25 в час. Первые 68 км мы ехали 3-4 часа. Потом дорога стала получше, но все равно часто попадались места, где дорогу ремонтировали или просто проводили какие-то работы. Один раз мы вообще в ожидании, пока экскаватор что-то разгребет, простояли 40 минут. Но дорогу делают, кладут новый асфальт. Возможно, и до Покхары можно будет однажды быстро домчаться.
Выехав из Покхары в 7:30, мы прибыли в 18:30 в Катманду. Таким образом, на дорогу ушло 11 часов. Конечно, по пути мы останавливались поесть и отдохнуть.
В конце маршрута помощник водителя ходил по салону и громко объявлял, что следующая остановка - Тамель. Но до Тамеля мы, естественно, не доехали. Высадили нас в темноте на кольцевой дороге. Тут же выходящих из автобуса оккупировали таксисты. Ехавшая со мной российская группа туристов, тут же начала с ними торговаться, а я получил свой рюкзак и пошёл пешком. Идти минут 30-40. Но надо было перейти Ринг Роуд, а чтоб вы понимали это широкая неосвещенная дорога, по которой несутся машины, автобусы и куча мотоциклистов, и на весь миллионный город в Катманду нет ни одного светофора. Чтобы перейти эту дорогу в темноте, надо иметь сильную волю, крепкие нервы и, как у самурая, постоянную готовность к смерти. Но я включил фонарик на телефоне и кое-как перешел. Я дошёл до гостиницы, и на этом моё кольцо путешествия замкнулось. Маршрут Кольца Аннапурны был завершён. Следующие 2 дня я гулял по Катманду, а потом улетел в Москву.
В конце всей этой истории вроде должен быть какой-то вывод, подведение итогов.
Возможно, где-то мои истории были суховаты и наполнены только техническими деталями маршрута. Но вот в чём дело: можете ли вы описать запах своего любимого аромата духов? Наверное, сможете - скажете, что этот запах свежий, сладковатый, с нотками цитруса или что-то в этом роде. Можно подобрать десятки слов: прилагательных, метафор, но это всё ничто, по сравнению с самим вдыханием аромата и ощущения запаха рецепторами.
До поездки, когда читал другие отчёты, я видел чужие фотографии Непала и был вдохновлен ими, и даже просто фотографии гор были настолько красивы, что до поездки мне пару лет снились ярчайшие сны с Гималаями. В реальности, естественно, всё оказалось гораздо красивее. И когда я в отчёте писал что-то вроде «прекрасное», «красивое», «потрясающее», «уютное», это были очень сухие и неподходящие слова. Сложно передать словами и фотографиями то, что увидел и то, что чувствовал. Легче передать некоторые мысли, которые у меня возникли за 17 дней маршрута, но я их оставлю при себе. Это тоже один из положительных эффектов маршрута. Из отрицательных эффектов только грусть в последний день маршрута от того, что всё, что ты увидел и ощутил, позади. Поэтому ничего,кроме как:- «Едьте туда и испытайте всё на себе», сказать не могу. Это того стоит.
Спасибо всём, кто читал мои отчёты, я старался именно для вас.
P.S. Организационные выводы:
Фото на пермит может быть любого размера, можете даже сами распечатать на принтере. TIMS не нужен.
Без гида на момент ноября 2023 года на трек пускают несмотря на то, что в пермитошной офиса NTB в Катманду висит табличка, что трек без гида запрещен и там же подходят гиды и уверяют, что без гида не пустят.
Проживание теперь почти в основном платно. Правило "Если ешь у нас, проживание бесплатно" работает редко. По крайней мере, для одиночек.
Постели теперь везде чистые, одеяло большое и теплое. Нет смысла тащить спальник, только если вы не совсем мерзляк.
Розетки и вай фай есть везде и бесплатно. Платно только в хайкемпе. Очень редко бывает так, что розетки только в гостиных, но они есть. Российские вилки плохо держаться, но к местным подходят. После перевала в двух гостиницах розетки не держали мои вилки, приходилось исхитряться.
Станции воды за деньги неактуальны, воду можно набрать в любой деревне, а иногда и между. В любом кране, в котором моют посуду и даже в кранах в туалете. Там та же горная вода из ручьев, на которой вам готовят еду и делают чай. Тем более нет смысла использовать обеззараживающие воду таблетки.
Литровый термос обязателен, один раз заварил и сидишь весь вечер пьешь горячий чай. Да и вообще треть трека вода в вашей бутылке холодная.
Душ - частое явление, и хозяев надо пинать, чтобы они его настроили. Если хотите больше комфорта в душе, берите лёгкие резиновые тапки. Я вместо тапок взял треккинговые сандалии, чтобы гулять в них в Катманду и вечером по деревням, но они быстро промокают и долго сохнут. Перед тем как раздеться проверьте действительно ли вода горячая.
Всякого перекуса вроде сухофруктов, орехов, шоколадок и печенья можно взять побольше. Я взял полкило и мне хватило впритык. Лучше просто ходить с литровым термосом чая и не тратить деньги и время на второй завтрак в кафе. А вот 1,5 килограммовый штатив и килограммовый спальник я зря тащил с собой. На треке полно людей, которые вас сфотографируют.
Про лоджи. Место вам всегда хватит, гостевых домов стало гораздо больше, но, чтобы место было лучше, надо приходить в деревню пораньше. В худшем случае уложат вас в гостиной на лавке.
Бумажные карты, это карты 15-16 летней давности, некоторых мостов и троп уже давно нет. И они не такие подробные, как карты Maps.me или Omise.go. поэтому оффлайн карты обязательны.
Чтобы не было проблем с обменом, берите новые синие доллары. Старые тоже обменяют, но потратите больше времени в поисках обменника, который захочет это сделать. Вообще это не только Непала касается.
Еда на маршруте разнообразна, но будет ли вкусно — это всегда лотерея. Хотите много дешёвых мужицких калорий – заказывайте макароны или рис, наедитесь одной тарелкой. Обычно еду готовят долго, но сразу приносят напитки. Поэтому еду будете запивать холодным чаем, если забудете попросить подать все одновременно. И еду нужно сначала заказывать, а потом идти и заниматься своими делами, пока она готовится.
Для перевозки на автобусах нужен чехол для рюкзака, потому что несмотря на то, что их накрывают тентом, они все равно оказываются в пыли. Но вы же и так рюкзак в самолёте перевозите в специальной накидке от дождя, потому что он в багаже пачкается? Как дешевый вариант - большой черный пакет для мусора. При переезде из Покхары в Катманду, с моим рюкзаком случилась небольшая неприятная ситуация, он лежал в багажнике автобуса чехлом вверх и незащищённой частью для спины вниз и лежал он на поясничной системе и в результате 11-ти часового трения по багажному отделению, у него слегка протерлись и износилась ткань системы. Это неприятно. Поэтому либо смотрите, чтобы ваш рюкзак положили на другие вещи сверху, либо он должен быть защищен со всех сторон, например большим черным полиэтиленовым мешком.
Местные очень хорошо относятся к туристам и часто бывают ситуации, когда тебя пытаются направить на правильный путь, даже если тебе туда не надо. Например, когда я шёл от Татапани к водопаду в сандалиях и футболке, местный остановил и стал расспрашивать куда я иду, почему-то думая, что я иду к базовому лагерю северной Аннапурны. Или, когда я утром в Гандруке специально решил подняться повыше, чтобы посмотреть на деревню, местный увидел, что я с рюкзаком иду из деревни по какому-то уж очень сложному маршруту и подумал, что я потерялся и решил направить меня куда надо.