Найти тему
Дети. Книги. Любовь

Кошмарит всех. Что делать, если в классе или группе появился проблемный ребенок

Источник фото: Яндекс картинки
Источник фото: Яндекс картинки

“Дети сами хороши! Ведут себя отвратительно!”, — такие комментарии нередко появляются в ответ на мои статьи. Кто же спорит, дети бывают разные — воспитанные, тихие, громкие, хулиганистые, неудобные, а подчас и с явными поведенческими проблемами. И каждый родитель знает, в какой ад может превратиться жизнь класса или группы (а такое бывает и в детском саду), если там появляется такой ребенок.

Проблема усугубляется тем, что родители трудных детей, обычно не договороспособные. Они либо изо всех сил защищают свое чадо, либо никак не реагируют. Учителя не всегда понимают, что делать, а родители одноклассников/одногруппников мечтают поскорее избавиться от такого кадра. Да только избавиться практически невозможно. Все, что может сделать администрация школы — это перекинуть сложного ученика из одного класса параллели в другой. В остальном у нее связаны руки. Из школы трудного ребенка могут забрать только его собственные родители.

У моих детей таких сложных одноклассников не было. Но я помню, какой поднялся шум, когда мальчика с проблемным поведением хотели перевести в класс моей старшей дочери. Стали собирать подписи, что все против. Никого к нам в итоге не перевели и чем все закончилось, я не знаю. Но у меня есть подобная история из детского сада и она с хорошим концом.

Речь о моей средней дочке. Когда ей было четыре, к ним в группу в детском саду пришел Васенька. О том, что Васенька форменное чудовище, родительский чат выл уже через пару дней. Среди его заслуг значились укусы, толчки, подножки, щипки и даже попытка придушить одну из девочек. Понятно, что все очень хотели избавиться от Васеньки, потому что запасных детей ни у кого нет. А мальчик казался социально опасным.

Но тут мама Васеньки написала большое искреннее сообщение в родительский чат. Она говорила (передаю по памяти): “Мы в курсе, что наш сын проблемный. Но тому есть объективные причины (я вам их не скажу, но поверьте, они серьезные). Мы работаем над этим. Специалисты уверяют, что все эти вещи поддаются коррекции, тем более в таком возрасте. Эти же специалисты сказали нам, что Васеньке нужна социализация, ему важно быть среди детей своего возраста. Дайте нам два месяца. Если за два месяца никаких улучшений не будет, то мы уйдем”.

Чат в ответ на это сообщение вежливо промолчал, но думаю каждый засек время. И знаете что? Через два месяца Васенька действительно стал спокойнее. Он кардинально не изменился, но прогресс, пусть и незначительный, был виден. В группе за Васенькой по пятам все время ходил один из воспитателей (думаю, мама с ними договорилась). Но и мальчик не весь день проводил в саду — у него было много занятий (подозреваю, что с дефектологом или кем-то в этом роде). К выпуску из детского сада это был один из самых воспитанных детей в группе. Звезд с неба он, конечно, не хватал, но и придушить или ударить он никого больше не пытался. Более того, он всегда старался помочь — подержать дверь, поднять упавшую вещь, помочь собрать игрушки.

Я не знаю, как сложилась судьба Васеньки дальше. Он и моя дочка пошли в разные школы. Но мне очень хочется, чтобы у него все было хорошо в школе — и учительница хорошая и опытная, и одноклассники понимающие.

Для меня эта история о том, что если родители сложного ребенка и педагоги (в данном случае воспитатели) работают вместе, а родители остальных детей не мешают, то все может закончиться хорошо — в первую очередь, для самого ребенка. Но это, к сожалению, случается очень редко. И винить тут особо некого. Как говорится, тому есть объективные причины.