Различия государственных и корпоративных справочников
В статье под справочником видов работ мы подразумеваем перечень данных о видах работ, ресурсах, относящихся к определённым технологическим и производственным процессам. Зачастую справочник имеет иерархическую структуру и содержит информацию от укрупненных до более частных элементов.
Справочники бывают государственные (ФЕР, ТЕР, ГЭСН, ОЭСН и т.д.) и корпоративные. Они используются для формирования смет, бюджетов и закупочных ведомостей материалов. При этом с помощью корпоративных справочников можно создавать графики производства работ и тендерные ведомости. Также их используют для автоматизации оценки стоимости.
Практика Айбим
Многие организации применяют метод «Расчета под проект», не прибегая к справочникам. Чаще всего такие компании не заинтересованы в систематическом и массовом строительстве и не хотят тратить ресурсы на создание или адаптацию справочников. Проекты реализуются «ситуативно»: данные предоставляют подрядчики, либо под каждый конкретный случай готовится свой набор работ, расценок и объемов.
По нашему опыту большинство организаций прибегают к государственным базам из-за их доступности и относительно понятной и привычной структуры. Но это влечет за собой ряд сложностей.
Например:
- Цены в государственных расценках усредненные и не всегда соответствуют реальным затратам
- Сметы более детализированы в сравнении с моделью: не все нужные для расчета характеристики можно заложить в модель на стадии проектирования
- Обычно сметы создаются на основе ведомости работ от проектировщиков, их детализация не всегда применима для планирования и оценки стоимости
- Применение расценок имеет множество вариантов, нет единого стандарта моделирования элементов и заполнения параметров
Поэтому компании все чаще создают собственные корпоративные базы, адаптированные непосредственно под специфику своей работы.
Преимущества корпоративных справочников
Хотя на создание корпоративных справочников уходит время, преимущества оказываются более весомыми:
- Расчет объемов для большей части расценок автоматизирован
- Нормы времени и расходы ресурсов приближены к реальным условиям производства строительно-монтажных работ (СМР)
- Есть полный перечень расценок с возможностью дальнейшей актуализации
- Введены единые термины для всех стадий жизненного цикла объекта
- Фиксировано сопоставление расценок по бюджетным статьям затрат
В зависимости от задач расчета объемов и стоимостей виды работ могут быть как укрупненными, так и калькулируемыми
Детализация корпоративного справочника
Что влияет на детализацию справочников?
- Стадия проекта (концепция, проектная документация – ПД, техническая документация – ТД, рабочая документация – РД)
- Необходимость расчета ресурсов по проекту (зависит от целей и задач заказчика)
- Цель применения расчетов
- Необходимость связи видов работ и статей затрат
Ключевой момент, влияющий на детализацию справочника, – стадия проекта, для которой выполняется расчет объемов и стоимости. Можно выделить 3 основных этапа:
- Концепция (предпроект) – укрупненный срез данных
- Проектная документация – более детализированный справочник
- Рабочая документация – ресурсная детализация
Второй немаловажный фактор – цель применения справочника. Важно определить на этапе разработки корпоративного справочника, как будут использоваться результаты расчета объемов и стоимости по проекту.
На основании корпоративных справочников формируются ведомости объемов работ. Также в процессе автоматизированного расчета можно подготовить ведомости материально-технических ресурсов, графики производства работ, локальные сметы по разделам проекта, укрупненные расчеты затрат в соответствии с бюджетными статьями.
Практика Айбим
Для создания полного набора требований к справочнику важно на этапе его разработки подключить к этому процессу все отделы, которые в дальнейшем будут пользоваться результатами расчетов на основе справочника.
Время подготовки автоматизированной версии справочника и продолжительность дальнейших расчетов зависит от степени детализации справочника. Обычно этот процесс занимает от одного месяца.
Требования при создании корпоративного справочника
Что нужно заказчику от корпоративного справочника видов работ?
- Возможность оценивать затраты на реализацию проекта на любом этапе
- Получение инструмента для анализа и структурирования данных. Иначе большое количество разрозненной информации приводит к появлению ошибок в процессе проектирования и строительства по вине человеческого фактора
- Прозрачность данных
Для автоматизации работы с корпоративными справочниками мы используем собственную разработку - Larix.CDB. Этот программный продукт создан для хранения и ведения справочников работ и ресурсов. С его помощью можно объединить государственные и корпоративные базы, своевременно обновлять цены, детализировать данные по видам работ и затратам, а также вносить сведения для учета рисков. Почитать подробнее про Larix.CDB, задать вопросы и оставить заявку на тестирование можно на сайте.
Читайте также нашу статью Справочники строительных цен – какие бывают и что использовать для составления сметы