В прошлом году я перечитал, а кое-что и впервые прочитал из него, весь цикл Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. И вот тогда же возникла мысль впервые познакомиться с антагонистом и антиподом великого сыщика, "благородным грабителем" Арсеном Люпеном, созданным фантазией французского писателя Мориса Леблана. Как-то совсем он мимо меня прошел в свое время, а в последние годы цикл о Люпене начали переиздавать, что-то в новых переводах, а что-то вообще впервые на русском. Отличный повод попробовать.
Во время чтения "Шерлока Холмса" я делал "заметки на полях", которые публиковал здесь, с ними можно ознакомиться (1-я часть и 2-я часть). Решил подобное сделать и сейчас.
Итак, первый сборник получил издательское название "Приключения Арсена Люпена":
Он включает в себя один сборник рассказов и 4 романа о "джентльмене-грабителе", о каждом произведении мои краткие заметки:
"Арсен Люпен, джентльмен- грабитель" (сборник рассказов)
- рассказы запутывающие и интригующие, хотя, если честно, основные сюжетные повороты почти всегда легко угадываются, даже мной, но подозреваю, что тогда это прямо неожиданно должно было выглядеть
- практически в каждом рассказе всё с "перебором", нарочито литературно, где-то даже искусственно неправдоподобно, но читается почему-то всё-равно интересно, увлекательно
- выскажу крамольную мысль, читается легче, чем цикл о Шерлоке Холмсе
- редкий случай, меня устраивает объём рассказов, обычно мне хочется более длинной истории, чтобы рассказ превратился в повесть, а лучше роман, объём рассказа меня редко устраивает, но не в этом случае
"Арсен Люпен против Херлока Шолмса"
(да, да, именно так, по требованию Конан Дойла имя сыщика пришлось изменить, но мы всё прекрасно понимаем, о ком идет речь)
- много интриги, иронии, пародии
- вновь, как и в первом сборнике рассказов, всё как бы чересчур, но читать всё-равно интересно даже сейчас. Как это делает Леблан, та ещё загадка
- повествование всё больше напоминает шахматы, игру-противостояние Херлока Шолмса с Арсеном Люпеном, в котором автор на стороне последнего и постоянно подыгрывает ему
"Полая игла"
- этот роман больше напоминает классический детектив в лучшем смысле этого слова, явные перегибы сюжета если и есть, то они минимальны
- есть ощущение, что это связано с тем, что автор повысил своё писательское мастерство, а не специально перестал чересчур неправдоподобно выкручивать сюжет; в любом случае, читать стало ещё интереснее
- ... и ... всё, о чем я, писал выше про классический детектив, относилось только к первой половине романа, а потом вновь автор начинает выкручивать сюжет в сторону "что вообще происходит", но написано и здесь и хорошо и читать интересно, концовка так вообще эмоционально сильная
"813"
- детектив, который достаточно быстро превращается в приключенческий роман, а если точнее, в что-то из разряда предтечи "крутого детектива" с целым рядом убийств
- в отзывах часто пишут, что автор излишне романтизирует и даже восхищается Люпеном, который вроде как "благородный", но все-таки грабитель, но до этого романа я такого не сильно замечал, а здесь действительно это есть, хоть и не без нюансов...
- попытки автора во 2-й половине романа поиграть в геополитику, во "франко-германский вопрос", смотрятся сейчас очень наивно, учитывая, какие события начнутся спустя несколько лет после написания романа (роман написан в 1910 году), а главное, не очень понятно, зачем вообще это было нужно, видимо время такое было...
- финальные повороты романа выглядят совсем уж неправдоподобно даже для Леблана, хотя они и компенсируют то, что большую часть романа он обходился без них
"Хрустальная пробка"
- с каждым разом атмосфера повествования всё мрачнее и мрачнее, а Люпен всё больше выглядит не лихим, а трагическим героем
- развязка романа еще больше выглядит неправдоподобно, чем даже в "813", хотя казалось бы, куда больше, но таков уж весь цикл, либо принимаешь его условности, либо нет
Продолжение следует... Правда нескоро. Сборник мне понравился, но о персонажа немного устал, нужно сделать перерыв. Надеюсь, надолго он не затянется.