Закончился мой 2,5 месячный марафон чтения, а во многом перечитывания произведений о великом сыщике Шерлоке Холмсе, с которыми я знакомился впервые еще в детстве. Я уже делал заметки о прочитанных первых произведениях, их можно прочитать здесь, сейчас же делюсь следующей их порцией. В этот раз далеко не все подходит под определение "перечитанное", многие произведения из этой части я читал впервые, в детстве до них как-то не дошли руки. Тем интереснее было их читать и делиться с вами моими впечатлениями.
Итак, вторая часть заметок...
"Возвращение Шерлока Холмса" (сборник)
- в рассказе "Пустой дом", где автор "воскресил" Холмса, выясняется, что за это время Уотсон успел стать вдовцом, чего я точно не ожидал узнать.
- "Пляшущие человечки" - один из лучших рассказов о Холмсе детективного характера, однако и здесь автор не выдаёт читателю всю информацию, не давая, возможности самому догадаться об имени преступника.
- чисто детективного в этом сборнике стало заметно больше (как выяснилось, далеко не все произведения о Шерлоке Холмсе чисто детективные, но конкретно в этом сборнике их достаточно много), всё больше всё напоминает о том Холмсе, которого все помнят
- в последнем рассказе сборника, во "Втором пятне", Конан Дойл вновь попытался "попрощаться" с Холмсом, правда в этот раз менее радикально, чем в "Последнем деле Холмса", но как мы все знаем, ему до конца вновь не удалось это сделать.
"Собака Баскервилей"
- повесть очень хорошо написана и пожалуй является одним из лучших произведений во всём цикле, однако советская экранизация достаточно близко следует тексту, насколько это возможно, поэтому все основные сюжетные повороты я видел уже не один раз и они никак меня удивить не могли
- сами же персонажи из экранизации далеко не во всем совпадают с книжными по описанию и характеру, но снято так хорошо, что я при чтении не мог представить их иначе, например Генри Баскервиль разговаривал у меня только голосом и интонациями молодого Михалкова
"Долина страха"
- в завязке повести Конан Дойл противоречит сам себе: в "Последнем деле Холмса" он впервые "знакомит" Уотсона с Мориарти, т.е. прямо пишет о том, что тот впервые узнаёт эту фамилию, а в "Долине страха" Холмс ещё раз "знакомит" Уотсона с ним. Странно...
- вообще сама привязка к Мориарти, на мой взгляд, совсем не обязательна и сделана больше из коммерческих соображений, чтобы поднять тиражи повести, чем реально там была нужна по сюжету
- многие отмечают, что эта повесть структурно во многом повторяет "Этюд в багровых тонах"; это есть, но за эти годы автор значительно вырос и в этот раз даже детективная часть гораздо сильнее, чем первая повесть о Шерлоке Холмсе
- вообще, в отличии от "Этюда в багровых тонах", в "Долине страха" "английская" часть истории, собственно с самим расследованием Холмса, мне понравилась больше "американской", но вот концовка последней приятно удивила и подняла моё мнение о ней на большую высоту
"Его прощальный поклон" (сборник)
- один из самых детективных сборников рассказов о Холмсе, до этого далеко не всё истории имели ярко выраженный детективный окрас, при этом преступления становятся более жёсткими и даже жестокими. Действительно, "двадцатый век начинается"
- тенденция, что поздние произведения о Холмсе в литературном плане сильнее ранних, сохраняется и здесь
- заглавный и одновременно последний рассказ сборника, "Его прощальный поклон" - очередная попытка закончить с этим персонажем и циклом в целом, однако и она не удалась, будет ещё один сборник
"Архив Шерлока Холмса" (сборник)
- последний сборник о Холмсе, пожалуй, получился слабее других, видно, что Конан Дойл от него окончательно устал и если бы не читатели и издатели, он к нему бы не вернулся; но при этом литературное мастерство автора было уже таким, что совсем плохо писать он уже не мог, а отдельные рассказы получились более чем
- усталость ли Конан Дойла от Холмса, или что-то ещё сыграло свою роль, но в этом сборнике он как никогда экспериментировал, с жанрами (даже почти фантастика есть), с сюжетными ходами, с подачей материала (пара рассказов вообще написана от лица Холмса) и т.п.
- рассказы из последнего сборника о Холмсе выходили тогда же, что и ранние романы Агаты Кристи, любопытное хронологическое пересечение двух традиций английского классического детектива
- из рассказа "Бледный солдат", написанный, кстати, от лица Холмса, мы узнаем, что Уотсон повторно женился, либо Конан Дойл всё напутал, что с ним уже случалось иногда. Вообще, если это так, то это не удивительно, учитывая, что писал он цикл очень много лет, периодически возвращаясь к нему, это у нас есть возможность прочитать все произведения о Холмсе за относительно короткое время.
Всё...