История этой статьи началась в довольно неожиданном месте: во время чтения “Шума и ярости” (об этом подробнее здесь). Сюжет книги построен вокруг того, как три брата воспринимают факт сексуальной распущенности собственной сестры. И я подумала: “В самом деле, своеобразные в семье отношения”. Любопытно, как обстановка в книжной семье повлияла на отношения между братьями и сестрой. А затем я вспомнила еще одну книгу, где отношения между братом и сестрой были для меня не менее удивительными - это была “Мельница на Флоссе” Джорджа Элиота (Мэри Энн Эванс).
У меня есть еще много интересного: чтобы посмотреть на мои читательские будни, увидеть мнения о книгах, которые я читаю и просто поделиться мыслями, подписывайтесь на мой телеграм-канал о книгах!
Эта книга поразила меня живостью персонажей и необычностью братско-сестринских отношений. Что было в них необычного? Как происходящее между героями отражало жизнь писательницы? Что в это время происходило в литературном и культурном процессах? Об этом и расскажу сегодня.
Кто такие Мэгги и Том?
Том и Мэгги Талливеры - брат и сестра. Мэгги - смышленая, своенравная и свободолюбивая девочка. Она с обожанием смотрит на старшего брата, ценит совместное время, проведенное за играми и разговорами. Мэгги с нетерпением ждет его возвращения из школы на каникулы, совместной рыбалки.
Героиня идеализирует совместные воспоминания из детства - ей помнятся любовь и забота брата, веселые детские игры. Теперь же, когда ребята немного подросли, видно, что Том не так уж любит Мэгги, как ей это видится. В сестре он ищет подтверждение своих мужественности, справедливости и величия. Он бывает жесток к ней. Когда девочке нужна поддержка, может осуждать ее еще больше. Интересно, что при этом Мэгги боготворит брата, во всем подчиняется ему, не смеет ослушаться.
Дальнейшие события книги показывают взросление Тома и Мэгги, становление их характеров и дальнейшую судьбу. Их я не буду рассказывать, так как книга определенно стоит того, чтобы прочитать ее и узнать обо всем самостоятельно. О чем же я буду рассказывать?
Начну я с любопытной находки: статьи, в которой прочитала о психологических взаимоотношениях героев.
Особенности семейного уклада
Из начала “Мельницы на Флоссе” мы видим, что мать Тома и Мэгги определенно предпочитает первого второй, ведь мальчик больше похож на семейство Додсонов, откуда родом мать. Бесси Талливер (в девичестве Додсон) очень гордится своим родом, поэтому светловолосый, покладистый сын ближе ей, чем своенравная девочка с непослушными кудрями. Более того, когда между детьми случаются конфликты, Бесси Талливер склонна обвинять Мэгги в пагубном влиянии на Тома.
Мэгги остро ощущает недостаток любви со стороны матери. Здесь я обращусь к прочитанной мною статье. В ней говорится о том, что если “родитель-главный-даритель-любви” (в нашем случае это миссис Талливер) выбирает себе любимчика (в нашем случае это Том), то ребенок, который является обделенным любовью, формирует менее сильную связь с родителем, а также испытывает на себе последствия недостатка любви от него. Поведение миссис Талливер, несомненно, влияет и на отношения между братом и сестрой. Как?
Том, как любимчик, перенимает суждения матери и сам склонен обвинять Мэгги, а не поддерживать ее (вспомните, например, случай, когда Мэгги обрезала волосы). Он не менее строгий и взыскательный критик, чем миссис Талливер. Старший брат также считает, что Мэгги нужно обуздать, дисциплинировать и сделать из нее образцовую леди. Это суждение основано и на общественном мнении, и на тех мыслях, которые высказывает мать. Такой порядок вещей дает Тому право высказывать строгие суждения в сторону сестры и считать, что в такие моменты он поступает справедливо, делает благородное дело. Таким образом, Том вообще берет на себя роль судьи, справедливого и мудрого брата, в чьи обязанности входит наблюдение за тем, чтобы жизнь семьи проходила по правилам, чтобы все ее члены были социально приемлемы.
Что же в этом случае происходит с Мэгги? Есть два пути: бунтовать против сложившегося порядка и приспосабливаться. Как мы видим, Мэгги в детстве много бунтует: и волосы остригла, и сбежала к цыганам. Однако этот бунт остается осмеянным, не замеченным так, как на то рассчитывала девочка. Тогда девочка начинает приспосабливаться: она добивается любви и признания окружающих, пытаясь полностью соответствовать их ожиданиям.
Что мы имеем в итоге? Том становится “рупором” справедливости и правды, хранителем закона в доме, а Мэгги остается лишь подчиниться этому закону и ждать, что окружающие полюбят ее, если она все будет делать правильно.
На этой мысли я прервусь, для первой части достаточно проанализировать героев и их отношения. В следующей статье расскажу о том, насколько автобиографична “Мельница на Флоссе” и какое отношение происходящее имеет к литературным и культурным процессам.
Пока не вышла вторая часть, на моем канале можно посмотреть статью про то, как современные исследователи видят судьбу Тэсс из книги Томаса Харди "Тэсс из рода д'Эрбервиллей". Если вам интересны античные темы, то можно прочитать о трансформации мифа о Медузе горгоны и узнать, в чем трагедия Электры.