Найти тему
От ума/Без ума

История горгоны Медузы

Думаю, этот образ знаком каждому, в наше время он известен и популярен. Сегодня этот образ часто рассматривается с феминистской, психоаналитической точек зрения. Медуза стала образом соблазнительности, сопряженной с опасностью, своеобразной la femme fatale современности. В древнем мире этот образ нес, конечно, другое значение.

Медуза Ронданини. ок. I в. н. э.
Медуза Ронданини. ок. I в. н. э.

Что значил образ горгоны Медузы для древнего человека? Как изменялась Медуза и с чем это было связано? Для начала напомню ее историю.

Кто такая горгона Медуза

Горгоны - это змееволосые чудовища, дочери морского божества Форкия и его сестры Кето (спасибо, Википедия). Медуза, их сестра, стала самой известной.

Медуза была прекрасной девушкой, с длинными, красивыми волосами. Она стала жрицей богини Афины и поклялась остаться девственницей. Проблемы начались, когда на Медузу обратил внимание олимпийский бог Посейдон, по совместительству заклятый враг Афины.

Медуза бросилась в храм Афины в надежде на защиту от преследования Посейдона, однако эта мера не помогла - тот изнасиловал девушку прямо в храме богини Афины.

Боги прогневались на девушку за осквернение храма, Афина превратила волосы Медузы в змей и сделала так, что один взгляд девушки мог превращать смотревшего на нее в камень.

-2

Дальнейшая часть мифа многим известна: Персей, снабженный Афиной и Гермесом, обезглавил Медузу. Тогда она была уже беременна от Посейдона и после отделения ее головы от тела появились конь Пегас и человек Хрисаор.

Этот вариант мифа довольно современный - поведал о нем Овидий в “Метаморфозах”. Однако сегодня я обращусь не только к текстам, но и к художественным изображениям и покажу, как с развитием древнего человека менялось его отношение к Медузе. Для этого нам нужно узнать: как вообще человек того времени смотрел на мир, в чем это проявлялось?

Миф и жизнь

Такое интересное утверждение: человеческие страхи, предположительно, появились как реакция на первозданный хаос, как нежелание вернуться к изначальному беспорядку. Отсюда следует надобность и необходимость в правилах, табу, которые будут оберегать человека, обеспечивать стабильность и спокойствие, в созданном им мире.

Горгона. Из  Афинея Ортигии, ок. 570 г. до н. э.
Горгона. Из Афинея Ортигии, ок. 570 г. до н. э.

Наиболее древние существа и явления воплощают в себе этот страх: хтонические чудовища, природные катаклизмы. Эти явления несут в себе ужас перед первозданным хаосом. Человек сознает свое бессилие перед силами природы, силами земли. Природа таит в себе ужас и многочисленных чудовищ, способных принести человеку только страх и разрушение.

Около 570 г. до н.э. Музей искусств Метрополитен
Около 570 г. до н.э. Музей искусств Метрополитен

С развитием цивилизации и культуры мифы преображаются: человек берет на себя смелость расправляться с чудовищами, побеждать их и преуспевает в этом. Те тоже не отстают: если раньше это были существа, мало похожие на человека (скорее смесь из различных животных или непонятное нечто), то теперь они становятся более похожими на людей. Это мы увидим и на примере горгоны Медузы.

Как это относится к Медузе?

Есть такие периоды развития мифологии: доолимпийский и олимпийский. Оба они соотносятся с тем, что было сказано в предыдущем разделе: создания доолимпийского периода скорее про страх перед природой, а создания олимпийского - про борьбу с ужасами природы. Образ Медузы существовал с доолимпийского периода.

Античная ваза. «Афина и Посейдон преследуют горгон».
Античная ваза. «Афина и Посейдон преследуют горгон».

Хочу привести цитату, которая наиболее ярко расскажет о том, как выглядела Медуза в трактовке доолимпийского времени:

«В архаике известны, по крайней мере, три облика Медузы, где ей придается то туловище лошади, то гарпии, то женщины. Изображение же головы почти во всех случаях неизменно: фронтальная архаическая маска, соединяющая черты несоединимого – солнечного диска и льва – в обрамлении развевающихся змей. Усиленный звериным оскалом, «горгоны ужас» встает перед человеком из нездешнего мира.

Горгона Медуза тут что-то ужасное, нечеловеческое, непонятное, она пугает уже своей непохожестью ни на что. Это чудовище воплощает в себе соединение смерти и жизни (вспомним, что Медуза обладала убийственным взглядом и, помимо этого, была матерью Пегаса и Хрисаора). Интересно и то, как связаны смерть и жизнь в событиях мифа: дети Медузы появляются на свет прямо во время убийства матери. Это событие создает эффект круговорота жизни, логичного перетекания смерти в жизнь. Стоит отметить, что этот образ изображался с VII века до нашей эры.

Горгона с беотийского пифоса, Фивы, ок. 660 г. до н. э.  Лувр.
Горгона с беотийского пифоса, Фивы, ок. 660 г. до н. э. Лувр.

Позже начинает всплывать тема красоты и пленительности Медузы, например, в одной из од Пиндара (490 год до нашей эры). Например, героиня “теряет” свои змеиные волосы. Знаете, что еще интересно в этом переходе? То, что Афина начинает носить на груди изображение Медузы, как оберег-эгиду. Да, Медуза все еще страшна и ужасна в своем змееволосом воплощении, но ее облик служит уже другим целям: обереганию, защите. Теперь это не образ хаоса и бесконечного страха и неизвестности, а совершенно наоборот - упорядоченности, гарантии защиты.

статуя Афины, конец I в. н. э., Национальный  музей Рима; Афина Лемния, Государственный музей, Дрезден
статуя Афины, конец I в. н. э., Национальный музей Рима; Афина Лемния, Государственный музей, Дрезден

С IV века до нашей эры происходит дальнейшая трансформация Медузы, и в позднюю фазу классического искусства она буквально расцветает: героиня превращается в красавицу, которая становится жертвой Персея. Укрепляется ее положение и в роли оберега. В эллинистический период голова Медузы уже не выглядит устрашающе, наоборот, черты ее очень красивы. И, конечно, нельзя забывать о стилизованных крыльях на голове, которые сделал узнаваемыми для нас модный дом Версаче.

Краснофигурный аттический пелик 450 / 440 гг. до н. э.  Метрополитен Музей, Нью-Йорк.
Краснофигурный аттический пелик 450 / 440 гг. до н. э. Метрополитен Музей, Нью-Йорк.

Мы видим, что по мере развития греческой цивилизации образ Медузы “упорядочивался”: из символа ужаса и хаоса она стала образом справедливости и защиты. Как человечество приходило к более строгому и четкому порядку, так и мифологические образы, создаваемые им, соответствовали этим правилам.

Список литературы:

  • И.В. Сапожникова - К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении
  • Е.А. Савостина - Фронтон архаического храма: образ универсума - Медуза Горгона
  • Эка Авалиани - Монстры эллинского мифа и их периферийные варианты - иллюстрации отсюда
  • Вероника Беркутова - Отвращение к женскому: психоаналитическое прочтение мифа о Горгоне Медузе

P.S.: у меня появился телеграм-канал https://t.me/polina_chitayet! Там есть не только статьи о книгах, но и мои читательские будни, впечатления и мысли. Присоединяйтесь!

P.P.S.: я провела масштабное исследование в поисках ответа на вопрос "Почему Афина наказала именно Медузу, а не Посейдона за изнасилование?". Первую часть уже можно прочитать здесь.