Найти тему
От ума/Без ума

Взгляды на судьбу Тэсс из рода д'Эрбервиллей

Когда я читала эту книгу, то очень много злилась: мне казалось то, что происходит с героиней, очень несправедливо.

Кстати, интересный факт: это была первая статья, которую я опубликовала в своем телеграм-канале (там можно найти не только мои статьи про литературу, но и записки о читательских буднях). Думаю, в театре многим хочется заглянуть за кулисы. Здесь не театр, конечно, но увидеть изнанку процесса можно: https://t.me/polina_chitayet. Однако вернусь к Тэсс.

Лишь спустя два месяца после прочтения я решила покопаться в научной литературе и сегодня хочу рассказать вам о двух взглядах на происходящее с Тесс: с точек зрения экофеминизма и христианского феминизма. Для начала коротко о том, что же это за движения.

Экофеминизм

Это движение объединяет в себе идеологию феминизма и экоактивизма. Также оно проводит параллель между влиянием патриархата на женщин и эксплуатацией людьми природы.

Христианский феминизм

Движение рассматривает женщин в рамках христианской религии. Активистки борются за равенство людей и справедливость по отношению к каждому, вне зависимости от пола.

А теперь обратно к Тэсс.

Тэсс – деревенская девушка, она живет в гармонии с природой, работает на ферме. Харди много раз делает на этом упор, часто он изображает ее на фоне лесного или полевого пейзажа. В книге много сцен, посвященных описанию природы и деревенского быта. В статье, которую я читала по этой теме, есть очень интересное наблюдение о том, что даже времена года сменяются в согласии с настроением и жизненным периодом главной героини, что указывает на тесную связь героини и природы.

Судьба Тэсс трагична, это помнит каждый, кто читал книгу, однако Харди много говорит и о том, что страдает природа. Девушка живет в период, когда Великобритания становится капиталистической страной, когда развиваются технологии, промышленность. Это, конечно, не могло не повлиять на природу, которая масштабно начала эксплуатироваться и уничтожаться человеком. Таким образом, Харди обращает внимание читателя на то, как женщины и природа страдают от несправедливости, как общество не придает им значения, вредит. В конце я оставлю список литературы, где можно почитать про это подробнее.

-2

Другой же взгляд отмечает, что то, как Томас Харди пишет о Тесс, не совсем отмечает несправедливого положения женщин в обществе того времени. Ниже – о том, как можно рассмотреть эту историю с точки зрения христианского феминизма.

Религия в книге играет очень важную роль: она и причина личностного кризиса Тэсс, и тема для разговоров между героиней и Энджелом и Алеком, Энджелом и его отцом. Часто всплывают и темы целомудрия, невинности девушки, падения, греховности. Кажется, Харди сочувствует Тесс, ее горю, однако показывает, что девственность и чистота являются очень важными для девушки и дальше в книге все судят Тесс за ее «нечистоту», не видя ее настоящей, того, чем она является. Энджел испытывает настоящую любовь к девушке, однако покидает ее, даже метафорически хоронит, узнав о том, что она пережила изнасилование. Также общество не осуждает Алека за его поступки, даже позволяет ему стать священником.

Харди всячески упоминает в тексте то, как Тэсс соблазнительна, что перед ее красотой мужчины устоять не могут - она обольстительница. Такими же словами Алек говорит с ней, снимая с себя ответственность и делая Тэсс виноватой в произошедшем. Кстати, объединяя Тэсс с природой, автор еще больше закрепляет за героиней образ Евы.

Харди не выступает против порядков Викторианского общества, все так же выдвигая известные положения того времени: «девушка должна быть девственницей» и «девушка, которая хотя бы выглядит красиво, уже греховна, так как обольстительна».

-3

В заключение я хочу привести цитату из книги. Здесь Харди говорит о Тэсс, которая уже пережила изнасилование, уже терпела порицание общества и уже потеряла своего ребенка:

«Так за короткое время наивная девушка превратилась в серьезную женщину. Постоянные размышления наложили отпечаток на ее лицо, в голосе иногда звучала трагическая нотка. Глаза стали больше и выразительнее, она казалась теперь настоящей красавицей; ее лицо было прекрасным, а душа была душой женщины, не сломленной и не озлобленной тяжелыми испытаниями последних двух лет. Не будь общественного мнения, эти испытания могли бы воспитать ее в свободном духе, и только».

Получается, что все, что испытала Тэсс закалило и сформировало ее характер, сделало прекрасней и сильнее, а общественное осуждение только помогло закрепить эффект?

Список литературы:

  1. Peng Xue, Zhu Yadong - An eco-feminism study on Tess' tragedy in Tess of the D'Urbervilles
  2. Zaezeh Sivandipour - Analising Hardy's portrayal of Tess through christian feminism

Если вы, как и я, увлечены женскими образами в литературе, то здесь можете прочитать мою статью о том, как в пьесе Оскара Уайльда "Саломея" устроена страсть главной героини. А здесь я писала об образе роковой женщины в поэзии романтиков.