Оглавление
Наступило последнее наше утро в Каргополе. Проснулись, позавтракали, собрали вещи. Я уже привычно установил в Ховер тёплый аккумулятор и повернул ключ зажигания... Двигатель завёлся с первой попытки, несмотря на рекордный в нашем путешествии мороз в 37 градусов ниже нуля. Прогноз погоды даже близко не обещал такого холода.
Погрузив все вещи в автомобиль, бросили прощальный взгляд на номер гостевого дома "Поонежье", где мы очень неплохо провели два дня и три ночи.
Большой плюс этого гостевого дома: наличие собственной ванной комнаты в номере.
Покидая гостевой дом, мы просто оставили ключ в двери номера. Хозяйку гостевого дома за время пребывания в Каргополе мы так ни разу и не увидели. Был восьмой час утра, и на горизонте, за Онегой-рекой уже начинала разгораться утренняя заря.
Пока мы грузились, Ховер проработал на холостых оборотах 20-30 минут - но всё равно не прогрелся до рабочей температуры. Сели в автомобиль и по заснеженным улицам Каргополя выехали на дорогу до Солзы, по которой начали наш путь домой. На улице было темно, морозно и пустынно - и от этого немного жутковато.
Обычно я рассчитываю, что если в сильный мороз на глухой дороге с Ховером что-нибудь случится - можно будет согреваться автономным отопителем и ждать, пока кто-нибудь проедет, чтобы попросить помощи. Но в 37-градусный мороз даже зимняя солярка имеет право замёрзнуть - а у меня в бачке автономки была какая-то всесезонная, которую я залил перед ноябрьским выездом выходного дня. Она и при 23 градусах ниже нуля была в твёрдом агрегатном состоянии - а уж в такой мороз вообще превратилась в камень. В случае чего, автономка бы не запустилась.
Эти фото медленно разгорающегося рассвета сделаны перед Запольем и Тихманьгой, куда мы ехали от Каргополя 40 минут. Ещё через 40 минут мы приехали в Солзу. К тому моменту уже рассвело, салон Ховера полностью согрелся - и даже солярка в бачке автономки растаяла и весело бултыхалась.
При этом даже узкая и извилистая дорога Солза - Прокшино не была совсем уж пустынной. Пару раз нас обгоняли попутные автомобили. Картина же вокруг дороги, как и по пути в Каргополь, напоминала зимнюю сказку - только уже при свете дня.
В начале января день на Севере короткий. К десяти часам утра мы были уже южнее 61-ой параллели - но солнце из-за горизонта только появилось. Остановились на обочине попить кипятка из термоса.
На улице чуть-чуть потеплело, но вряд ли температура поднялась выше 35 градусов мороза. Я вспомнил, как Денис и Саша делали шикарные фото выплёскивания на улице кипятка при таком же морозе под Турчасовом. Вылез из Ховера и выплеснул кипяток из кружки на глазах у жены. Надо было видеть её лицо в тот момент! Выглядела супруга, словно ребёнок, увидевший своими глазами чудо, нечто волшебное, магическое. Ради одного этого момента стоило привезти её на Север. Я тут же повторил этот фокус, а жена записала видео северного волшебства.
Вскоре мы выехали на асфальт, выключили полный привод, разомкнули хабы (которые при такой температуре поворачивались с большим усилием). Жена заснула на пассажирском кресле, а я в тишине вёл машину по обледенелому асфальту трассы А-119. Мы пересекли Кишемский канал, миновали Ферапонтово, Кириллов и Новленское. Ближе к Вологде меня остановил сотрудник ДПС и потребовал почистить от снега и льда номерные знаки. Перед Вологдой, в посёлке Майском, мы заправились на "Газпромнефти": от Каргополя проехали уже 350 километров, а расход топлива в сильный мороз увеличивается.
И там же в Майском пообедали в кафе "Баранка", выступающем в роли гастрономических ворот Каргополья. Я позвонил двоюродной сестре в Судиславль (мы планировали заехать к ним в гости). Трубку взял племянник, мы поговорили. Он посетовал, что не может завести свой дизельный Пассат: в баке замёрзла солярка. Сильный мороз на всех отражается.
У нас же возникла небольшая проблема с Ховером уже после Вологды: на скорости начался сильный гул и вибрация в левом переднем колесе. Виноват был явно колёсный хаб, который частично замыкался на ходу. Я решил закрутить оба хаба - но если правый я замкнул легко, то левый (который и гудел) предварительно пришлось полить кипятком из термоса: в него явно попала вода, которая замёрзла и не позволяла закрутить переключатель.
Возвращаться домой с Севера всегда немного грустно. Мы проехали Грязовец, Пречистое, Любим, Буй и Сусанино. На грейдер до Судиславля свернули уже в темноте.
Небо было звёздное, словно в августе. А снаружи стало заметно теплее: было всего 23 градуса ниже нуля. Жена вылезла из Ховера и сказала, что ей жарко.
Наконец, мы добрались до Судиславля и заехали в гости к моей двоюродной сестре и её семейству. Путешествовать по незнакомым местам, изучать неизведанное, получать новые впечатления - это всегда замечательно. Но при этом насколько же приятно и уютно (особенно зимой, в сильный мороз) заехать в гости в давно знакомый и очень гостеприимный бревенчатый дом, где тебя ждут родные люди, где жарко натоплена русская печь!
Отдав должное гостеприимству хозяев и вкусному ужину, мы поехали дальше и вскоре прибыли в Кинешму. В городе на одной из улиц на дорогу хлестал кипяток: видимо, от мороза трубу прорвало. У нас, конечно, не Север - но тоже было прохладно.
Приехали мы к моим родителям - и сели за стол рассказывать о своих впечатлениях. На этом первое наше с супругой совместное зимнее путешествие в Архангельскую область и закончилось.
* * *
Подводя итоги поездки, хочется отметить одну основную мысль. Я сейчас смотрю видео северной магии с кипятком, снятое между Солзой и Прокшином - и думаю: зимнее путешествие по Русскому Северу чем-то напоминает доброе и неторопливое общение с неким интересным и неординарным человеком, от которого на душе становится тепло и уютно. По возвращении возникает чувство, будто этого с этим приятным собеседником пришлось попрощаться, теперь он где-то далеко. И, с одной стороны, душу греют хорошие воспоминания (подкрепляемые красивыми фотографиями и видеозаписями). С другой стороны, где-то в душе от ощущения прощания возникает лёгкая грусть и какая-то пустота. Пока зима не кончилась, хочется снова поехать на Север.
P.S. В этот раз я дописал повествование довольно быстро - обычно это занимает больше времени. Раньше всех фото, видео и короткие заметки из моих путешествий появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/