Оглавление
С утра Интернет сообщил о температуре 37 градусов ниже нуля в Каргополе. Вылезать на мороз в такую погоду было страшно - а главное, жалко было заводить Ховер. Поэтому мы вылезли из-под одеял ещё позже, чем предыдущим днём, и не спеша приготовили завтрак на замечательной кухне гостевого дома, где есть для этого всё необходимое - даже посудомоечная машина.
После нашего позднего завтрака на улице уже вроде бы потеплело. Я установил на штатное место тёплый аккумулятор и запустил двигатель Ховера.
К этому моменту на улице уже потеплело до 31 градуса мороза. Но в момент вынимания термометра из подлокотника тот показывал 35 градусов: ночью и утром было существенно холоднее.
Первым делом мы поехали в Саунино. Хоть оно и рядом с Каргополем, всё-таки за время пути двигатель и салон хоть немного прогрелись. Деревянная церковь Иоанна Златоуста 1665 года (тоже древняя, всего на 10 лет моложе Сретено-Михайловской в Красной Ляге) в лучах январского солнца смотрелась очень живописно.
В Саунине есть виртуальный геокешерский тайник, который во время предыдущего посещения в феврале 2021 года мне не поддался - а в этот раз его удалось успешно взять. Параллельно с нами в Саунино приехал ещё один автотурист, который бродил по колено в сугробе с большим фотоаппаратом, чтобы снять деревянный храм с разных ракурсов.
Рядом с церковью находится, видимо, замёрзший пруд. На берегу его штабелями лежал лёд, напиленный большими ровными кирпичиками. Потом нам рассказали, что этот лёд заготавливают заранее для фестиваля "Хрустальные звоны", который традиционно проходит в Каргополе в середине января и в рамках которого проводится конкурс ледяных скульптур. Насколько я понимаю, этот фестиваль колокольного искусства - из той же серии, что и проводящийся в начале января в Тотьме, на который мы попали годом ранее.
Турист с фотоаппаратом поинтересовался у нас, не были ли мы в Большой Шалге, где рядом стоят каменный храм и деревянный: посетовал, что там кругом лес - и сложно подобрать такой ракурс, чтобы обе церкви было хорошо видно. Я туда изначально собирался поехать. Успев озябнуть на 30-градусном морозе, мы с удовольствием запрыгнули в Ховер, вернулись на окружную дорогу Каргополя, пересекли по мосту Онегу и поехали на восток от города по замечательному асфальтовому шоссе на Няндому. Километров через десять свернули направо - и вскоре оказались в Большой Шалге.
Деревянная шатровая Рождественская церковь построена в середине XVIII века. Сейчас она вся в лесах - но, видимо, не то чтобы очень активно реставрируется.
Каменная Покровская церковь, построенная в середине XIX века - восстановлена, в ней проводятся службы.
К храмам натоптана тропинка, а рядом стоят несколько поленниц дров. В такой мороз даже от одного вида дров на душе стало чуточку теплее и уютнее.
Местность вокруг храмов выглядела обжитой и ухоженной не просто так. В 2008 году в урочище возникло подворье Александро-Ошевенского монастыря (хотя сам он находится в 50 километрах): дом (видимо, большой дом причта в котором есть несколько творческих мастерских, библиотека и что-то ещё) и несколько хозяйственных строений за деревянным забором.
В Большой Шалге мы тоже успешно взяли геокешерский тайник - а потом побежали прятаться в тёплый салон Ховера: было ощущение, что на улице ещё больше холодает, до 33-34 градусов мороза. По пути в Каргополь жена попросила остановиться на въезде в город: увидела красивый вид на незамёрзшую реку и захотела снять фото и видео. Я даже не стал в этот раз говорить: "Добро пожаловать в мой мир!" - так удивился, что супруга по своей инициативе собирается вылезти на мороз ниже 30 градусов.
Это река Шоршма - и она по каким-то причинам не замерзает даже при таких низких температурах.
Мы приехали в центр Каргополя, на Соборную площадь (или площадь Нового торга) - где, несмотря на жуткий холод, было немало туристов. Одна компания даже попалась англоговорящая.
Солнце уже двигалось в сторону горизонта, даря нам замечательные виды на морозный северный закат над Онегой.
На Онеге прямо в этом месте построена полоскальня для белья.
Причём, судя по внешнему виду, построена она недавно. Говорят, каргопольцы пользуются подобными полоскальнями (она не единственная в городе): стиральные машины есть не у всех.
Долго гулять по улице в такой мороз было некомфортно, поэтому мы поспешили в местный краеведческий музей, который располагается в здании Введенской церкви, также стоящей на Соборной площади. Билеты стоили по 150 рублей с человека. Музей небольшой, но довольно насыщенный интересными экспонатами.
Я надеялся подняться на колокольню, также стоящую на площади Нового торга, чтобы с неё долго смотреть на исчезающее за горизонтом северное солнышко. Но в музее нам сказали, что на колокольню можно подняться только в тёплое время года: с 15 мая по 15 сентября.
На площади тоже лежал штабелями лёд для конкурса ледяных скульптур. Сейчас уже конкурс состоялся, на шедевры можно посмотреть в каргопольских группах ВКонтакте.
После музея мы зашли в сувенирную лавку в той же Введенской церкви, а оттуда - в кафе "Аляска", где нас накормили блюдом "треска по-русски": треска с нарезанной дисками картошкой была затушена в молоке. Где-то я читал, что треска, приготовленная так - одно из традиционных поморских блюд.
"Аляска" - небольшое, но уютное кафе. Когда мы пришли, народу там было много: мы сели за единственный свободный столик из пяти или шести. Среди посетителей была та самая англоговорящая компания. Но потом все разошлись, и мы уходили из кафе последними. Пока там сидели, на улице стемнело. Колокольня, на которую мы не попали, в темноте подсвечивается изнутри разными цветами.
На следующий день рано утром был запланирован отъезд домой, поэтому мы заехали на заправку и залили полный бак бензина. Я спросил жену:
- Как назвать это чувство, когда на улице температура выше минус тридцати не поднимается, а у тебя двигатель успешно завёлся и топлива полный бак?
- Хомячизм! - ответила супруга.
Вернулись в гостевой дом сытыми, нагулявшимися и снова уставшими от мороза. К вечеру похолодало до 36 градусов ниже нуля (при этом прогноз погоды нахально врал, показывая всего 29 градусов в Каргополе). Аккумулятор, конечно, пришлось опять снять и занести в дом. В номере, несмотря на такие морозы, было 25-26 градусов тепла.
Планировать отъезд из уютного и живописного Каргополя было немного грустно. Одним из сувениров, купленных женой в лавке во Введенской церкви, стал брелок с мезенской росписью. Я вспомнил, как в январе 2017 года мы с товарищем, возвращаясь из первого нашего путешествия на Север, заезжали пообедать в Архангельск и заказывали в кафе блинчики по-мезенски. Тогда я подумал, что название блинчиков намекает на направление следующего путешествия - и оказался прав: спустя год с небольшим мы, заехав в Архангельскую область из республики Коми, через Карпогоры и Лешуконское, вдоль берегов Пинеги, Вашки и Мезени-реки, по зимникам и ледовым переправам добрались до города Мезени. В этот раз я тоже немного помечтал о том, чтобы название росписи на брелке также стало намёком на направление следующего нашего с женой новогоднего романтического путешествия.
А супруга вечером снова смонтировала небольшой ролик из коротких видео, снятых в Каргополе и окрестностях:
В этот раз мы уже не верили прогнозу погоды - и, засыпая, морально подготавливались наутро заводить Ховер при морозе под 35 градусов: поскольку на следующий день предстояло проехать более 700 километров по пути домой, мы не могли себе позволить подождать до полудня, когда на улице потеплеет.
P.S. Раньше всех фотографии, видеоролики и короткие заметки из моих путешествий появляются в Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/