Оглавление
На следующий день мы проснулись не рано: усталость после дороги сказывалась, да и всегда оно так бывает в романтических путешествиях с женой. Позавтракали гречневой кашей, сваренной в казённой кастрюле на казённой электроплите (в гостевом доме "Поонежье" всё это есть) - а на улицу выбрались ближе к десяти часам утра, когда уже можно было наблюдать восход солнца за Онегой. Местность вокруг нашего гостевого дома при свете дня выглядела довольно симпатично.
Установка аккумулятора на штатное место заняла ещё какое-то время. К тому моменту, когда двигатель успешно (хотя и несколько натужно) запустился, на улице уже потеплело до 31 градуса ниже нуля.
Наши соседи по гостевому дому (в "Поонежье" шесть отдельных номеров) с утра уехали. Они на ночь аккумулятор не снимали: на их автомобиле была установлена сигнализация с автозапуском. Под глушителем их машины, долго работавшей на месте на холостых оборотах, успела образоваться сосулька-сталагмит.
Мы же поехали в Ошевенск, посмотреть на широко известный в узких кругах Александро-Ошевенский монастырь, основанный в XV веке. Недалеко от Каргополя увидели ВАЗ-2114, улетевший в снежный бруствер. При 30-градусном морозе проехать мимо и не предложить людям помощь было бы преступно - поэтому остановились. Но внутри разбитой машины (несмотря на открытое окно) людей не было: только пустая бутылка (и ещё одна рядом с автомобилем).
Бутылки частично объясняли причину улетания в бруствер: сама-то дорога была хорошая - ровный и прямой укатанный снежный грейдер. Мы ехали на полном приводе и любовались окружающей нас зимней архангельской сказкой.
Дальше на пути нас ждал Погост Наволочный, одна из достопримечательностей которого - действующий деревянный ряжевый мост, по которому мы и переехали реку Чурьегу. Такие мосты делали на реках с каменистым дном, в которое не было возможности забить деревянные сваи. Ряжи - это пятистенные срубы, набитые камнями для тяжести, острым углом направленные против течения реки (чтобы их не снесло весной во время ледохода). На них и опирается деревянный мост. Более длинный мост аналогичной конструкции через реку Кену я видел в деревне Измайловской в феврале 2021 года, по пути в Плесецкий сектор Кенозерского национального парка.
Вторая достопримечательность этой деревни - каменная церковь Георгия Победоносца, построенная в самом конце XIX века.
Продолжая путь, мы добрались до Александро-Ошевенского монастыря. Я читал в записях Татьяны skvoz_sever, что в декабре в монастыре был пожар. Но не сразу сообразил, что покрытый сосульками главный вход в монастырь и запрет прохода через врата (потому что стены, повреждённые огнём, могут обвалиться) - это следствие пожара.
Мы проследовали по направлению, указанному стрелкой на главном входе, и там на почищенной площадке оставили Ховер (у меня присутствовало подсознательное нежелание глушить двигатель в 30-градусный мороз). По натоптанной тропинке зашли на территорию монастыря. Александро-Ошевенский монастырь - действующий. Из братского корпуса как раз в этот момент вышел священник в тёплой куртке, одетой поверх рясы. Он что-то грузил в машину, собираясь ехать в Каргополь, и обсуждал с монахами, что ещё ему нужно сделать в городе. Рядом с братским корпусом стоит Успенская церковь начала XVIII века - главный храм монастыря.
А игуменский корпус, который мы увидели ещё снаружи (рядом с надвратной церковью), изнутри смотрится ещё страшнее. Он весь выгорел. Говорят, причина пожара - прогар печи (в Ошевенске ещё в первой половине декабря был мороз ниже 30 градусов).
Врата монастыря изнутри тоже выглядят не так, как снаружи: более массивно, даже монументально.
Вскоре мы вернулись в Ховер: при таком морозе тяжело долго гулять, да и не хотелось смущать своим присутствием коренных обитателей монастыря. Конечно, сгоревший игуменский корпус оставил тяжёлое впечатление. По весне в этом месте предстоит проделать много работы и понести немало расходов. Уже сейчас осуществляется сбор средств на восстановление сгоревшего корпуса (на самом деле, наверно, в первую очередь - на разбор завалов и консервацию, чтобы хотя бы стены не обрушились): https://vk.com/wall-83344280_2423
Отъехав от монастыря, мы снова пересекли реку Чурьегу - тоже по ряжевому мосту.
И въехали в село (точнее, довольно большой куст деревень) Ошевенск. Первой деревней на нашем пути был Погост, главная достопримечательность которого - огромный деревянный шатровый храм Богоявления Господня конца XVIII века с отдельно стоящей деревянной же колокольней. Любопытно, что, в отличие от большинства шатровых деревянных церквей, построенных по схеме "восьмерик на четверике" - у Богоявленской церкви сруб восьмистенный от самого фундамента (хотя это и замаскировано прирубами). По такой же схеме построена Сретено-Михайловская церковь 1655 года в Красной Ляге.
Ошевенск - большой населённый пункт. Там есть сотовая связь с широкополосным мобильным интернетом, школа, детский сад, стадион, библиотека, амбулатория. Да и людей там живёт немало - около 500 человек. Мы насквозь проехали Ширяиху (административный и географический центр Ошевенска) и добрались до деревни Низ. Там стоит очень живописная деревянная часовня Георгия Победоносца с колокольней, построенная в XIX веке. С ней связан геокешерский тайник, который был нами успешно взят. А вот в саму часовню попасть не получилось, она была закрыта на замок.
На улицах Ошевенска, несмотря на морозы, было много местных жителей. А ещё было немало автомобилей туристов. Несколько их скопилось возле каменного дома в центре Ширяихи, явно дореволюционной постройки. Сейчас в нём располагается сельская администрация.
На обратном пути мы снова остановились возле Богоявленского храма. Он, как и часовня, был заперт на замок. Зато получилось успешно взять связанный с ним геокешерский тайник. А ещё я сделал фото церкви и колокольни немного издалека.
Хоть мы и выехали поздно, на часах было только начало третьего - оставался некоторый запас светового дня. Я предложил жене поехать в деревню Шелоховскую, до которой было не так далеко: посмотреть на ансамбль из двух деревянных храмов, пообедать в кафе - а потом по асфальту вернуться в Каргополь. Туда мы и направились, снова по укатанному снегу грейдера.
Мы приехали в Шелоховскую ближе к трём часам дня, когда солнце уже клонилось к горизонту и неплохо подсвечивало стены обеих деревянных церквей: кубоватого храма Михаила Архангела начала XVIII века (на фото справа) и ярусного храма Сретения Господня начала XIX века (слева). Впервые в жизни я показал супруге кубоватую деревянную церковь, какие строились, насколько я знаю, только на берегах Онеги-реки и на Поморском берегу Белого моря. А про себя, как и годом ранее во время рождественского путешествия в Тотьму, подумал: "Добро пожаловать в мой мир!" Сам я тремя годами ранее такие церкви видел и в Турчасове, и в Подпорожье.
Оценив красоту и величественность деревянных храмов, мы решили пообедать в местном кафе "Мельница". Подъехали туда, вышли из Ховера, жена взялась голой рукой за металлическую ручку двери в кафе - и тут же отдёрнула руку с криком от боли. Влажная кожа кисти руки на морозе ниже 30 градусов мгновенно примёрзла к металлу ручки. А я снова подумал: "Добро пожаловать в мой мир!" Русский Север зимой суров, при таких температурах перчатки на улице можно снимать ненадолго и очень аккуратно. Я несколькими часами ранее, когда снимал минутное видео с супругой возле Богоявленского храма - обморозил большой палец, который высунул из перчатки, чтобы начать съёмку.
А кафе оказалось закрыто: на нём было написано, что работает оно только по предзаказу. Тогда мы поехали в Каргополь. Только выехали из Шелоховской на асфальтовое шоссе - сразу остановились сфотографировать дымку над лесом на горизонте, на фоне заката.
В районный центр мы приехали ближе к четырём часам, когда уже темнело. Заехали пообедать в кафе "Шелковня". Кафе неплохое, столовского типа. Супов там к этому моменту уже не было, но нас устроили салаты, второе и сладости с чаем. А ещё в "Шелковне" продают торты и тушёнку каргопольского производства в стеклянных банках. Насытившись, мы вернулись в гостевой дом - и упали на кровати совершенно обессиленными. Вроде и ездили не так далеко и не так долго, и ходили совсем недолго - а усталость наступила просто от мороза, от непривычно низких температур. На холоде это не особенно ощущалось, а в тепле сразу пришло расслабление, захотелось полежать и даже вздремнуть.
Я раздумывал, нужно ли снова снимать аккумулятор: прогнозы вроде сулили на следующий день потепление. Вышел на улицу, а там похолодало, термометр показал 35 градусов ниже нуля. И стало понятно, что нужно снимать и заносить его в тепло.
В 2017-2018 годах, когда я начинал свои зимние путешествия на Север, супруга была недовольна: во-первых, тем, что на время моей отлучки семья остаётся без мужа и отца на пару недель; во-вторых, риском, что я могу там замёрзнуть насмерть и оставить семью без мужа и отца насовсем. Я же ей отвечал:
- Всё, что я делаю - я делаю для тебя.
И эти слова оказались правдой. Сейчас, когда мы наконец-то начали путешествовать по Русскому Северу вместе - я уже имею за плечами некоторый опыт поддержания работоспособности автомобиля и жизнеспособности экипажа при сильных морозах. Основные ошибки уже сделаны в прошлом, в ходе поездок без жены. Сейчас я уже не стану полагаться на авось, что при 35 градусах мороза двигатель заведётся с холодными аккумулятором. А если бы на улице было 40 градусов - я бы вообще не давал двигателю промёрзнуть насквозь, выходя на улицу и заводя его каждые три часа.
При 35-градусном морозе было особенно уютно закончить день романтическим ужином в тёплом номере гостевого дома. На этот раз вместо быстрорастворимой лапши в качестве закуски к итальянскому шампанскому была пицца, которую мы заказали в заведении "Рашен сушен" - по-моему, это единственная пиццерия в Каргополе. Пицца неплохая, примерно такую же пекут в пиццерии "Сова" в Солигаличе.
Жена из коротких видео, снятых в течение дня, прямо там, на смартфоне смонтировала небольшой ролик, который я выложил в Интернет:
Мы легли спать с надеждой, что на следующий день на улице потеплеет до 28-29 градусов ниже нуля - и мы сможем более или менее комфортно погулять по Каргополю. А уснули не сразу: в номере было очень жарко натоплено. Пришлось даже окно немного приоткрыть, несмотря на такой сильный мороз.
P.S. Фото, видео и короткие заметки из моих путешествий всех раньше (иногда вообще в режиме онлайн) появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/