Оглавление
Мы с супругой раз в год (на январских выходных) оставляем детей дедушкам и бабушкам, а сами едем вдвоём в романтическое путешествие. В 2020 году мы так съездили в Кострому, в 2021 году - в Солигалич, в 2023 году - в Тотьму, причём в той поездке морозы доходили до 30 градусов. А нынче я задумал свозить жену в Каргополь: давно интересовал этот небольшой город на реке Онеге, несколько раз доводилось проезжать мимо него - но ни разу не приходилось заехать в сам город. Я уже был научен опытом поиска жилья в Тотьме годом ранее: в ноябре на новогодние каникулы уже всё было забронировано, внутренний туризм в нашей стране растёт семимильными шагами, и спрос на жильё на Севере в праздники заметно превышает предложение. На этот раз я связался с хозяйкой "Поонежья" (лучшего гостевого дома Каргополя) ещё в сентябре и забронировал с 2 по 5 января номер на двоих с собственной душевой.
Прогноз погоды сначала сулил в Каргополе на интересующие нас даты едва ли не оттепель, что меня расстраивало. Однако ближе к Новому году прогноз кардинально изменился: обещали морозы до 30 градусов ниже нуля. Впрочем, мы с женой ещё в Тотьме попали в сильные морозы, так что не слишком боялись таких температур.
В конце декабря мы всем семейством приехали в Кинешму к родителям, где и встретили Новый год. Затем оставили сына у моих родителей, дочь - у родителей жены, после чего рано утром 2 января вдвоём выехали из Кинешмы в сторону Севера. На часах было семь утра, на термометре - 25 градусов мороза.
Маршрут в Каргополь нам уже был хорошо знаком. Переехали Волгу по мосту и около часа ехали по извилистой заснеженной дороге от Заволжска до Островского. Перед поворотом на Островское меня потянуло в сон: так всегда бывает на рассвете после ранних выездов. Пришлось остановиться на обочине, чтобы подремать.
Поспал я около 20 минут: после остановки двигателя в такой мороз в салоне быстро стало холодно. Тем не менее, этот дорожный сон - самый сладкий. И этого достаточно, чтобы сонливость ушла и не мешала больше управлять автомобилем. При луне, в тающих рассветных сумерках мы продолжили путь.
Миновали Островское и Судиславль, по извилистому заснеженному грейдеру добрались до дороги на Буй. Когда проезжали Сусанино, уже полностью рассвело - и мы с дороги имели возможность полюбоваться освещённой лучами утреннего солнца Воскресенской церковью, которую когда-то изобразил Саврасов на своей картине "Грачи прилетели".
Дорога через Буй, Любим и Пречистое - как и всегда, "около дела"; а 2 января она, к тому же, была ещё и вся в снегу (причём чем севернее, тем больше было на асфальте льда и снега). Зато и машин на ней практически не было. Перед Любимом мы останавливались на обочине попить сладкого чаю с лимоном из термоса. Жена сказала:
- Вот они, маленькие радости путешествия!
После Пречистого мы выехали на федеральную трассу М-8 "Холмогоры". Она была почищена несколько лучше, зато и движение было более оживлённым. Кругом простиралась вологодская тайга, стояли заснеженные ёлки - и этот бескрайний лес был перечёркнут ленточкой бесконечного асфальтового шоссе. А в салоне Ховера, окружённого 25-градусным морозом, очень уютно ехали мы вдвоём с супругой.
В районе Грязовца мы остановились пообедать в придорожном кафе "Баранка", которое я давно уже прозвал гастрономическими воротами Русского Севера. Можно выезжать хоть из Москвы, хоть из Кинешмы, и направляться хоть в Архангельск, хоть в Каргополь - всё равно пообедать удобно именно там. Да и поесть в кафе этой сети можно неплохо, недорого и быстро.
После обеда мы продолжили свой путь в северном направлении. На улице ещё больше холодало. Когда ехали по окружной Вологды - заметили, что вся местность вокруг укутана дымкой, какая бывает в сильные морозы.
Ещё мы отметили, что на окружной Вологды построили ещё два кафе "Баранка" - друг напротив друга и отдельно от каких-либо АЗС. Насколько я знаю, эта северная сеть кафе начинала свою деятельность в сотрудничестве с "Лукойлом": кафе располагались на заправках. Впрочем, эта бизнес-модель уже давненько была расширена: в посёлке Майском после Вологды есть ещё одна "Баранка" на АЗС "Газпромнефть", где мы залили полный бак.
Дальше начались 220 километров пути по замечательному асфальту шоссе А-119, которое и летом-то не слишком сильно загружено - а уж на новогодних каникулах на нём было совсем мало машин. Жена на штурманском кресле уснула, а я ехал в тишине и любовался окрестным заснеженным лесом. Проехали мы Новленское, Кириллов, Ферапонтово, Липин Бор. Чем севернее, тем больше на дороге было снега и льда. В какой-то момент в магнитоле заиграла песня Высоцкого, очень подходящая под ситуацию:
В холода, в холода, от насиженных мест
Нас другие зовут города...
Когда свернули направо под Прокшином, уже совсем стемнело. Вскоре начался узкий и извилистый заснеженный грейдер до Солзы - будто мостик, связывающий привычный мир цивилизации и самобытный, заповедный мир Севера. Каких-то полтора года назад я писал, мечтая о таком путешествии вдвоём с женой:
А сейчас я мечтаю взять её с собой на Север. Зимой, в трескучий 30-градусный мороз доехать вдвоём до середины "ничейной дороги" из Сегежи в Малошуйку, или до середины пути из Усогорска в Пинежье, или до извилистой лесной дороги в Пурнему - одним словом, доехать туда, где явно начинается другой, отдалённый, словно отгороженный, мир Русского Севера. Выйти вдвоём из Ховера, не останавливая двигатель (какой дурак будет глушить машину при таком морозе?) и даже не ставя на стояночный тормоз (куда он укатится по рыхлой снежной колее при давлении в шинах 0,7 атмосферы?). Взять жену за руку и, пока мороз не проберёт до костей, любоваться окружающей величественной и опасной красотой. И ничего не говорить вслух, только подумать про себя: "Ну, здравствуй, Север! Наконец-то я её к тебе привёз!"
Остановились мы на этом узком и извилистом участке пути, чтобы допить чай с лимоном из термоса и закрутить хабы на передних колёсах: до самого Каргополя больше не предвиделось асфальта, поэтому хотелось продолжить движение на полном приводе. Двигатель, конечно, не глушили: на улице холодало, было уже 28 градусов мороза. Хотя не было желания при такой температуре стоять на улице, взяв жену за руку - обстановка была атмосферная, напоминающая зимнюю сказку.
После Солзы дорога стала шире, прямее и ровнее - хотя и осталась полностью покрытой ровным слоем укатанного снега. Мы без приключений добрались до Каргополя, заехали на уже хорошо знакомую АЗС "Роснефть" на окружной, где залили полный бак: при сильных морозах расход топлива становится несколько больше обычного. Оттуда позвонили хозяйке гостевого дома, которая нам сказала: ваш номер - такой-то, ключ найдёте в двери; приезжайте, заселяйтесь и живите. Мы так и сделали. Ховер, проехавший за день более 700 километров, наконец, нашёл своё место отдыха на стоянке у гостевого дома "Поонежье".
Пока мы заселялись в тёплый и уютный номер в гостевом доме, пока разгружали вещи - на улице ещё больше похолодало, до 31 градуса ниже нуля. Я на всякий случай снял с Ховера аккумулятор и занёс его в тепло. Прогноз погоды сулил, что 3 января будет чуть теплее, а 4 января - ещё теплее. Мы тогда ещё не знали, что прогноз нас обманывает, что за всё время нашего пребывания в Каргополе температура на улице вообще ни разу не поднимется выше 30 градусов мороза.
После целого дня почти непрерывной езды наступило долгожданное спокойствие и отдых. Но перед сном нам, молодым родителям, уехавшим в путешествие вдвоём, без детей - просто необходимо было устроить романтический ужин. В качестве напитка было выбрано привезённое с собой итальянское игристое вино, а в качестве основного блюда - быстрорастворимая лапша "Бизнес меню", заваренная кипятком. Жена сказала, что такая лапша придаёт путешествию свой колорит и даже какой-то шарм. Но когда я отправил это фото своим друзьям Саше и Денису, с которыми мы в феврале 2021 года путешествовали вдоль Онеги-реки - они в ответ начали недобрым словом вспоминать, как в первый вечер мы в районе Красной Ляги (тоже под Каргополем) давились этой лапшой, заваренной кипятком из термоса, уже слегка остывшим за день пути.
Напившись шампанского и наевшись лапши, мы улеглись спать в номере, где было жарко натоплено. На следующий день была запланирована автопрогулка по окрестностям Каргополя.
P.S. Раньше всех фотографии, видеоролики и короткие заметки из моих путешествий появляются в Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/