"Чайка" стала популярным автомобилем среди министров, первых секретарей обкомов и самых состоятельных людей Советского Союза. Более того, этот автомобиль стал символом роскоши и был подарен известным личностям мирового масштаба или использовался для официальных мероприятий, так как его дизайн был поистине великолепным и парадным. Остальные граждане могли только любоваться этим автомобилем, либо видя его на улицах, либо рассматривая его на фотографиях в журналах.
В конце 1955 года в НАМИ составили список моделей автомобилей и закупили с целью изучения новейших американских образцов автопрома. Стиль экстерьера автомобилей Packard Patrician и Packard Caribbean оказал значительное влияние на внешний вид Чайки, которая стремилась не только превзойти американские аналоги в комфорте, но и выглядеть современно. Что и удалось сделать нашим конструкторам.
Масштабная модель ГАЗ-13 «Чайка» Автолегенды СССР 1/43 здесь
Статья про ГАЗ-21 "Волга" здесь
Статья про ГАЗ-12 ЗиМ. История создания. здесь
Статья про ГАЗ-М20 "Победа". История создания. здесь
Статья про ГАЗ-24 «Волга». Как создавалась легенда. здесь
Стоит упомянуть, что изначально автомобиль имел индекс М-13, когда горьковский автозавод носил имя наркома и министра иностранных дел Молотова.
Создание "Чайки" было поручено самым опытным инженерам, под руководством главного конструктора завода А.Д. Просвирина, ведущим конструктором назначен Н. А.Юшманову, художником Б.Б. Лебедев. Именно они внесли в ГАЗ-13 множество новшеств, о которых ранее в Советском Союзе и не слышали. Среди них следует отметить полностью алюминиевый двигатель V-8 объемом 5,5 литра с верхним расположением клапанов, выдававший мощность в 195л.с. пр 4400 об/мин., автоматическую трёх ступенчатую коробку передач, четырехкамерный карбюратор К-113, с 1962г. устанавливался усовершенствованный К-114, вакуумный усилитель тормозов, гидроусилитель руля, а также возможность управления стеклоподъемниками с помощью кнопок и другие новшества. Впервые применили бескамерные шины. К слову, рама автомобиля получила форму "Х", а сам кузов крепился в 16-ти точках через резиновые вставки.
Чайка отличалась внушительными габаритами, 5600мм в длину, 2000мм в ширину и 1620мм в высоту. В салоне имелось три ряда сидений, рассчитанных на семь человек. Средний ряд, это два отдельный кресла складывались, назывались - страпонтены. Несмотря на это, совершенная система отопления отлично справлялась с обогревом такого просторного салона, а наличие встроенного бардачка, электроприкуривателя, пепельниц, качественного 8-ми диапазонного радиоприемника типа АВ-68-ЧД-Т с 1970г. и мощных задних динамиков только увеличивало комфорт, делая нахождение в автомобиле истинным наслаждением для того времени.
Опытный образец собрали в июле 1957 года. Окрасили машину в ва цвета: тёмно-вишневый низ, светлый беж верх. Было изготовлено два экземпляра . Что интересно, испытания проходили на дорогах общего пользования СССР, Украины и Кавказа, а не на испытательном полигоне. Всего машины пробежали более 20000 км.
В 1958 году "Чайку" и Волгу" привезли на Всемирную промышленную выставку в Брюссель. ГАЗ-13 с гордостью представил свои автомобили на крупной выставке-конкурсе "Гран-При". Это было одно из первых значимых мероприятий, на которых марка приняла участие. На выставке были представлены три модели: ГАЗ-13А, ГАЗ-13С и ГАЗ-13Б. ГАЗ-13А был представлен в виде седана с внутренней перегородкой, создавая комфортную и приватную обстановку в салоне. ГАЗ-13С был представлен в качестве медицинского автомобиля, оборудованного всем необходимым для оказания медицинской помощи. ГАЗ-13Б, в свою очередь, представлял собой элегантный и стильный кабриолет, приковывающий взгляды своей изысканностью. Газовцы продемонстрировали высокое качество своих автомобилей и способность конкурировать на международном рынке. В результате, ГАЗ-13 завоевал уважение и восхищение посетителей выставки, а также заслужил признание экспертов и жюри.
А в 1959 году "Чайку" показывали га международных выставках в Женеве, Брно, Лейпциге и Будапеште. Привезли и в Америку. Показывали её в Нью-Йорке.
Производство началось 16 января 1959 года. В год производили около 150 экземпляров.
Чайка заслужила всемирное признание, но и завоевала сердца миллионов людей, которые восхищались ее красотой и изысканностью. Этот автомобиль был признан самым красивым автомобилем ХХ столетия и лучшим лимузином в Советском Союзе.
За 19 лет производства было выпущено всего 3179 экземпляров этой роскошной машины. Неудивительно, что столь ограниченное количество автомобилей было выпущено, ведь Чайка была предназначена для высокопоставленных лиц, а не для массового использования.
Каждая деталь этого автомобиля была продумана до мелочей великими профессионалами своего дела. Кузов Чайки был выполнен в стиле классического лимузина, с элегантными линиями и изысканными деталями. Внутреннее пространство было создано с учетом комфорта и роскоши: мягкие пружинные сиденья, деревянные облицовки и множество других элементов, делающих поездку в Чайке незабываемой.
Однако, несмотря на все свое великолепие, Чайка не была доступна обычным людям. Она оставалась недостижимой мечтой для многих, символом статуса и роскоши.
"Чайка" на экране
Снималась машина в эпизодах. Например её можно увидеть в таких картинах как: «Тридцать три», 1965 год, «Июльский дождь», 1966 год, «Укрощение огня», 1972 год, «Тема», 1979 год, «Родня», 1981 год.
Двигатель
Бензиновый, четырёхтактный, карбюраторный. Впервые в автомобильной практике (СССР) применён алюминиевый сплав с "мокрыми" гильзами из чугуна. За основу взят мотор Крайслер. Его унифицировали с двигателем от М-21. Это касалось поршневой группы, ГРМ. В прототипе мотор имел "всего" 4,89 л. и развивал около 180 л.с. Этого показалось мало и после увеличения объема до 5,53 литра, мощность возросла до 195 л.с. Был применён впервые центробежный масляный фильтр.
Вообще, двигатель получился удачным, не только мощным, он был лёгким. Его с переделками устанавливали на многие большегрузные автомобили и автобусы, и даже на военную технику.
Трансмиссия
Автоматическая КПП с гидротрансформатором, планетарная трёхступенчатая с кнопочным включением. Главная передача коническая гипоидная. Передаточное отношение 3,38.
Ходовая часть
Колеса штампованные, дисковые, бескамерные. Передняя подвеска независимая, рычажная, на витых цилиндрических пружинах. Задняя подвеска на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах. Амортизаторы на обеих подвесках применялись гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Рама Х- образная, хребтовая, штампованная, сварная.
Рулевое управление
Механизм - глобоидальный червяк с двойным роликом. Усилитель - гидравлический, действующий на рулевые тяги.
Тормоза
Барабанные, гидравлические с вакуумным усилителем на все 4 колеса, с автоматической регулировкой. Стояночный тормоз был центральный, барабанного типа. Ручник - тросовый.
Тем не менее, даже сегодня Чайка остается истинным шедевром автомобильной индустрии. Ее элегантность и роскошь продолжают восхищать и вдохновлять. Несмотря на ограниченное количество выпущенных экземпляров, Чайка оставила свой неизгладимый след в истории автомобилестроения и запомнится нам навсегда.