Легендарный ГАЗ-12 – это первый автомобиль, повышенной комфортности, выпущенный силами Горьковского завода, который можно было приобрести всем желающим.
Если говорить о ГАЗ-12 «ЗИМ» (завод имени Молотова), то он выходил с конвейера на протяжении 10 лет – с 1950 по 1959 год. Уникальность автомобиля в его габаритах, трансмиссии, кузове: 6 и 7 местный салон, оснащенный 6 окнами – по три с каждой стороны.
Модель автомобиля ЗИМ-12 А (Мед. помощь) 1:43 здесь
Статья про ГАЗ-21 "Волга" здесь
Статья про ГАЗ-М20 "Победа". История создания. здесь
Статья про ГАЗ-13 "Чайка". Победа в Гран-При. Работа в ЗАГС. здесь
Статья про ГАЗ-24 «Волга». Как создавалась легенда. здесь
С чего начиналась легендарная история. Зарождение ГАЗ-12 «ЗИМ» началось еще в 1948 году, когда главному конструктору завода имени Молотова поступило распоряжение о создании легкого автомобиля, рассчитанного на водителя и шестерых пассажиров. Изначально планировалось, что машина должна быть неким гибридом «Победы» и ЗиСа-110, то есть она должна включать в себя лучшие качества тех автомобилей: эргономику, презентабельность, удобство, современный дизайн и техническую начинку. На разработку нового концепта отводилось не более 2 лет и 5 месяцев – весьма сжатые сроки для такого задания.
В роли главного конструктора завода того времени выступал Андрей Липгарт, который разработал два пути: первый – взять за основу уже имеющиеся кузова ГАЗа, а второй – вдохновляться зарубежными автомобилями. Конструктор и его команда решили пойти по первому пути. Они не ошиблись в своем выборе, ведь в результате они смогли разработать конструкцию с тремя важными особенностями: несущий кузов, три ряда сидений и сделать широкий задний ряд. Ранее у легковых автомобилей, таких габаритов, не было ни чего подобного. Кузов оснастили отделяемой рамой. Силовые элементы скрепляли при помощи болтов и сварки. Действительно уникальная конструируя для того времени.
Итак, кузов предстояло удлинить, ведь вместимость автомобиля выходила за рамки стандартного. Андрей Липгарт принял решение взять за основу кузов от ГАЗ-М-20, распилить ее пополам, при этом вставив в центр дополнительную часть длиной в 50 см.
Важное требование к новому автомобилю была его легкость. При этом двигатель предлагалось использовался 6-цилиндровый, доработанный двигатель ГАЗ-11, который весил весьма прилично, а значит нужно облегчать саму конструкцию нового ГАЗ-12. Задача была непростой, так как автомобиль, рассчитанный на 6-7 человек не мог быть легким. Ещё, Липгарт решил расширить ниши задних колес, за счет чего в салон поместили диван, рассчитанный на троих пассажиров. В результате у автомобиля появилось три ряда сидений, причем второй ряд можно было сложить.
Первый прототип ГАЗ-12 был встречен весьма радушно. Сам Сталин был восхищен новым автомобилем. Можно говорить о том, что именно он дал добро на серийное производство автомобиля. Так, в 1950 году с конвейера вышли первые машины, которые разослали по различным республикам СССР. ГАЗ-12 – представительский автомобиль, тем не менее его мог купить каждый гражданин. Хотя, стоит учитывать, что цена на новый автомобиль была непосильной для большинства людей. ГАЗ-12 продавался за 40 000 рублей, при этом привычная всем «Победа» продавалась всего за 20 000 рублей. В итоге эта машина стала считаться роскошью.
Шло время, и былая слава ГАЗ-12 стала утихать. Все дело в том, что автомобиль никак не модернизовали, его внешний вид стал считаться устаревшим и перестал восхищать людей. Именно поэтому его попытались модернизировать, в результате чего машина частично утеряла свой шарм.
На протяжении 10 лет ГАЗ-12 выпускался на Горьковском заводе, всего с его конвейеров вышло 21527 экземпляров. Сейчас уже практически не встретить ГАЗ-12 на улицах России, но в музеях техники он выступает в роли основного экспоната, ведь это гордость производства СССР.
Стоит отметить, что автомобиль выделялся не только кузовом, но салоном. Так все сиденья были мягкими, с широкими подлокотниками. Внутри салона была предусмотрена подсветка. Торпеда выполнена «под дерево» с хромированными деталями, а на полу расстилался красивый ковер. Кстати, в автомобиле были установлены часы АЧЗ с электромагнитным механизмом заводки. Их пружина взводится автоматически каждые 3-4 минуты. Для 1950-х годов это была большая редкость.
Внешняя конструкция тоже была наделена интересными элементами, например, капот открывался в стороны: в лево и в право в, хотя его можно было снять и весь сразу. На капоте, кстати, располагался красный гребень, светящиеся в темное время суток. В общем, едва ли можно оспорить тот факт, что в ГАЗ-12 продумана каждая деталь, все выполнено на высшем уровне.
Что касается краски для автомобиля, то она подбиралась с особой тщательность. Говорят, лучше краски во всем СССР было не найти. Сам процесс окрашивания состоял из множества этапов: 7 слоев краски, каждый из которых полировался в отдельности и так семь раз. Чаще всего красили ГАЗ-12 классической модификации в черный цвет, чуть реже в белый, для "скорой" и в "слоновую кость", для такси. Интересно, что существовал ГАЗ-12 и синего цвета, но он продавался в Китае, так как там особенно любили этот цвет.
Шины были черными, а красивые с белой обводкой ставились только на выставочные экспонаты.
Технические особенности.
Согласно поставленному заданию, автомобиль должен был быть не только легким и экономичным, но еще и мощным. Так было решено снабдить его 6-цилиндровым двигателем, но со сдвоенным карбюратором К-21. Такие двигатели стали гораздо мощнее на высоких оборотах. Коробка передач так же была необычной, так ее рычаг располагался на рулевой колонке, что значительно упрощало управление автомобилем. Впервые на советском автомобиле была применёна гидромуфта, которая нивелировала все рывки при неаккуратном обращении с педалью сцепления. К тому же, ГАЗ-12 мог легко тронуться с места даже с третьей передачи, чем и пользовались водители. А подъезжая к светофору не обязательно выключать передачу и выжимать сцепление. В коробке были применены синхронизаторы на 2-й и 3-ей передаче.
Тормоза
Тормоза были барабанные, гидравлические. Сами барабаны имели комбинированную конструкцию, чугунный обод с залитым в него стальным диском. Ручник был механический на заднюю ось. Активировался рычагом расположенным под панелью приборов. Конструкторы впервые применили гипоидную главную передачу в заднем мосту. Шестерни конические со спиральным зубом. Правда, тут была своя особенность: мосту требовалось гипоидное масло, которое в СССР было редкостью и стоило весьма внушительно. При этом использовать классическое масло было запрещено, так как оно могло вывести из строя или сильно повредить мост буквально за считанные минуты.
Что касается передней подвески, то она была заимствована у «Победы». Доработана с учётом возросшего веса автомобиля, колея расширена до 1460мм. В 1956 году конструкторы завода приняли решение о модернизации автомобиля, так появился ЗИМ-12В. Основные изменения касались доработок: устранение проблем с тормозами, модификация двигателя с целью повышения мощности. Внешний вид не планировали особо изменять, разве что хотели сделать цельным лобовое стекло, да поработать над внешним видом фар. Но шло время и все больше людей стали понимать, что ГАЗ-12 – устаревшая модель, которой не помогут изменения. Напрашивался вывод о том, что былая слава автомобиля угасла и ее более не возродить. Как раз в то время разрабатывалась новая модель ГАЗ-13 «Чайка», которая отвечала всем современным требованиям. Так что все силы были брошены на этот автомобиль, а про ЗИМ решили позабыть, так как тратить на него ресурсы посчитали нецелесообразным.
Модификации легендарного ГАЗ-12.
Если говорить об имеющихся модификациях автомобиля, то самой популярной стала серия ГАЗ-М-12Б, используемая в медицине. Салон был обустроен таким образом, чтобы в него легко помещались носилки. Багажник был оснащен дополнительными петлями для более удобной эксплуатации.