Сегодня сложно представить, что картина А. Бубнова «Утро на Куликовом поле» в 1947 году, удостоенная Сталинской премии поначалу расценивалась автором как сугубо «социальный заказ» потребность в котором появилась после знаменитой речи Сталина во время легендарного парада 7 ноября 1941 года, в ходе которого вождь упомянул и Александра Суворова и Михаила Кутузова и Александра Суворова и Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского… и Дмитрия Донского…
Подобные слова были восприняты ответственными органами немедленно: если сам главнокомандующий говорит о выдающихся деятелях прошлого как об источнике мужества и стойкости для наших солдат и офицеров, если Партии нужны «русские богатыри» то необходимо немедленно создать живописные полотна, где они будут фигурировать в первую очередь.
В этой связи вызывает интерес почему идея для будущего полотна, основано в большой степени именно на историческом событии понималась, по крайней мере поначалу как картина о «русских богатырях» с отсылкой едва ли не к Виктору Васнецову картины которого если и имели отношение к истории то весьма опосредованное?
У этого вопроса достаточно давняя история.
Так сложилось, что Средневековье в рамках российского летописания отнюдь не избаловано вниманием наших историков не только советских времен.
Очевидно, что в коммунистическую идеологию фигура победителя Мамая не слишком вписывалась так как он был представителем правящего класса и борцом за народную идею назвать его было крайне сложно, но и в вместе с тем и во времена Петра Первого время до великого императора и реформатора считалось «темным» и не слишком интересным для представителей научного сообщества.
Таким образом, приступая к работе над картиной Бубнов не имел почти никакого представления, о чем именно станет писать и расставлял для себя лишь весьма приблизительные ориентиры. Несмотря на столь непростые изначальные условия, мастер взялся за работу с большим энтузиазмом.
В отсутствии конкретной тематической основы Александр Павлович обращается к опыту русских исторических живописцев, знакомится с бытовыми, социальными, историческими особенностями 14 века, военным делом того времени, скупает в московских антикварных лавках боевые шлемы, кольчуги. Среди экспонатов его своеобразной коллекции оказывается даже древнерусский щит.
Таким образом, художник реализовывал крайне важный для исторического живописца момент погружения в эпоху за счет всех возможных средств, которые только мог найти.
Подобная плодотворная работа принесла необходимый результат: появилось самое важное в творчестве - идея.
События, произошедшие в 1380 году 8 сентября имели длительную и трагическую предысторию.
Ордынское нашествие 1237-1240 гг. и последующая почти трехсотлетняя оккупация Руси явилось тяжким испытанием для всего русского народа, но именно этот непростой крестный путь вместе с тем явился залогом создания общей крепкой, основательной государственности пришедшей на смену едва не погубившей само русское имя феодальной раздробленности.
Само название картины «Утро на Куликовом поле» заключает в себе отнюдь не указание на простую смену времени суток. Русским ратником, собравшимся под стягом московского князя Дмитрия Ивановича предстоит не просто сражение, в котором многие «положат жизнь за други своя».
Русские мечи сотворят во всех смыслах «смену вех», приведут к кардинальному переосмыслению самой нашей ментальности. На берегах Дона и Непрядвы встанут представители самых разных княжеств, а победу будут праздновать уже русские люди, которые наконец то станут единым целым.
Впрочем, в момент, что запечатлел на своем полотне Бубнов участники сражения еще не знают обо всем этом. Их лица сосредоточены и мужественны накануне самого страшного мига: ожидания атаки.
Крепко стоят ратники упершись в родную землю, которую они не уступят никому..
Она кстати тоже является полноценным персонажем картины. Степной ковыль, трава, символ самой земли, передающей свои силы ее защитникам ее храбрым сынам , стеною стоящим перед грозным врагом, который пришел примерно наказать «строптивых рабов», каковыми он давно привык считать русичей.
Сколько же самых разных лиц видим мы среди представителей русского воинства и совсем молодые и гораздо старше.
Сословный состав войска тоже разнообразен: здесь и простые крестьяне, и опытные дружинники, и сам князь во главе своей рати в традиционном алом княжеском «корзне».
Но не простое воинство вышло этим утром на Куликово поле. Здесь сама Русь в человеческом, духовном философском выражении. Она накопила, наконец, достаточно сил, чтобы сбросить ярмо владычества иноземных захватчиков.
Каждый от самого Дмитрия Ивановича до простого смерда вышел чтобы постоять за жизнь и свободу своих близких: жен, детей отцов, матерей, уберечь их от поругания и доказать заносчивому темнику Мамаю, что земля эта «наша нам на ней и жить», что не вечен «ярем постылый» и близка минута торжества русского духа над грозным противником.
Не каждому из тех, кто видит этот особенный в их жизни рассвет суждено увидеть и закат, но даже если погибнут они будет жить Русь и за это не страшно отдать даже собственную жизнь.
Традиционное сугубо российское православное мироощущение явлено здесь художником во всей своей полноте: не случайно на заднем плане картины можно увидеть стяги Спаса: с Божьей помощью, с Божьим благословением, просто с Богом идут на может быть последнюю в их жизни битву в недалеком будущем уже именно русские люди, свято помнящие завет еще Александра Невского о том, что «кто с мечом к нам придет тот от меча и погибнет.
Вера, искренняя вера в Божий промысел, в силу себя и своих товарищей, монолитное единство и любовь к Родине вот тот самый воспетый еще Пушкиным русский дух, который одолеет любого врага, вздумай он во все времена и эпохи попробовать покорить нас и «на том стояла, и стоять будет Русская Земля».
Вот что, прежде всего, показал в своей картине «Утро на Куликовом поле» замечательный русский, советский художник Александр Павлович Бубнов.