Найти в Дзене

История в картинах: Александр Бубнов: "Утро на Куликовом Поле"

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Сегодня сложно представить, что картина А. Бубнова «Утро на Куликовом поле» в 1947 году, удостоенная Сталинской премии поначалу расценивалась автором как сугубо «социальный заказ» потребность в котором появилась после знаменитой речи Сталина во время легендарного парада 7 ноября 1941 года, в ходе которого вождь упомянул и Александра Суворова и Михаила Кутузова и Александра Суворова и Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского… и Дмитрия Донского…

Подобные слова были восприняты ответственными органами немедленно: если сам главнокомандующий говорит о выдающихся деятелях прошлого как об источнике мужества и стойкости для наших солдат и офицеров, если Партии нужны «русские богатыри» то необходимо немедленно создать живописные полотна, где они будут фигурировать в первую очередь.

В этой связи вызывает интерес почему идея для будущего полотна, основано в большой степени именно на историческом событии понималась, по крайней мере поначалу как картина о «русских богатырях» с отсылкой едва ли не к Виктору Васнецову картины которого если и имели отношение к истории то весьма опосредованное?

В. Васнецов "Побоище князя Игоря Святославича с половцами"
В. Васнецов "Побоище князя Игоря Святославича с половцами"

У этого вопроса достаточно давняя история.

Так сложилось, что Средневековье в рамках российского летописания отнюдь не избаловано вниманием наших историков не только советских времен.

Очевидно, что в коммунистическую идеологию фигура победителя Мамая не слишком вписывалась так как он был представителем правящего класса и борцом за народную идею назвать его было крайне сложно, но и в вместе с тем и во времена Петра Первого время до великого императора и реформатора считалось «темным» и не слишком интересным для представителей научного сообщества.

Дмитрий Донской- изображение из открытых источников
Дмитрий Донской- изображение из открытых источников

Таким образом, приступая к работе над картиной Бубнов не имел почти никакого представления, о чем именно станет писать и расставлял для себя лишь весьма приблизительные ориентиры. Несмотря на столь непростые изначальные условия, мастер взялся за работу с большим энтузиазмом.

В отсутствии конкретной тематической основы Александр Павлович обращается к опыту русских исторических живописцев, знакомится с бытовыми, социальными, историческими особенностями 14 века, военным делом того времени, скупает в московских антикварных лавках боевые шлемы, кольчуги. Среди экспонатов его своеобразной коллекции оказывается даже древнерусский щит.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Таким образом, художник реализовывал крайне важный для исторического живописца момент погружения в эпоху за счет всех возможных средств, которые только мог найти.

Подобная плодотворная работа принесла необходимый результат: появилось самое важное в творчестве - идея.

События, произошедшие в 1380 году 8 сентября имели длительную и трагическую предысторию.

Ордынское нашествие 1237-1240 гг. и последующая почти трехсотлетняя оккупация Руси явилось тяжким испытанием для всего русского народа, но именно этот непростой крестный путь вместе с тем явился залогом создания общей крепкой, основательной государственности пришедшей на смену едва не погубившей само русское имя феодальной раздробленности.

Само название картины «Утро на Куликовом поле» заключает в себе отнюдь не указание на простую смену времени суток. Русским ратником, собравшимся под стягом московского князя Дмитрия Ивановича предстоит не просто сражение, в котором многие «положат жизнь за други своя».

Русские мечи сотворят во всех смыслах «смену вех», приведут к кардинальному переосмыслению самой нашей ментальности. На берегах Дона и Непрядвы встанут представители самых разных княжеств, а победу будут праздновать уже русские люди, которые наконец то станут единым целым.

Московский Кремль при Дмитрии Донском- фото из интернета
Московский Кремль при Дмитрии Донском- фото из интернета

Впрочем, в момент, что запечатлел на своем полотне Бубнов участники сражения еще не знают обо всем этом. Их лица сосредоточены и мужественны накануне самого страшного мига: ожидания атаки.

Крепко стоят ратники упершись в родную землю, которую они не уступят никому..

Она кстати тоже является полноценным персонажем картины. Степной ковыль, трава, символ самой земли, передающей свои силы ее защитникам ее храбрым сынам , стеною стоящим перед грозным врагом, который пришел примерно наказать «строптивых рабов», каковыми он давно привык считать русичей.

Сколько же самых разных лиц видим мы среди представителей русского воинства и совсем молодые и гораздо старше.

Сословный состав войска тоже разнообразен: здесь и простые крестьяне, и опытные дружинники, и сам князь во главе своей рати в традиционном алом княжеском «корзне».

Но не простое воинство вышло этим утром на Куликово поле. Здесь сама Русь в человеческом, духовном философском выражении. Она накопила, наконец, достаточно сил, чтобы сбросить ярмо владычества иноземных захватчиков.

Каждый от самого Дмитрия Ивановича до простого смерда вышел чтобы постоять за жизнь и свободу своих близких: жен, детей отцов, матерей, уберечь их от поругания и доказать заносчивому темнику Мамаю, что земля эта «наша нам на ней и жить», что не вечен «ярем постылый» и близка минута торжества русского духа над грозным противником.

Не каждому из тех, кто видит этот особенный в их жизни рассвет суждено увидеть и закат, но даже если погибнут они будет жить Русь и за это не страшно отдать даже собственную жизнь.

Традиционное сугубо российское православное мироощущение явлено здесь художником во всей своей полноте: не случайно на заднем плане картины можно увидеть стяги Спаса: с Божьей помощью, с Божьим благословением, просто с Богом идут на может быть последнюю в их жизни битву в недалеком будущем уже именно русские люди, свято помнящие завет еще Александра Невского о том, что «кто с мечом к нам придет тот от меча и погибнет.

Вера, искренняя вера в Божий промысел, в силу себя и своих товарищей, монолитное единство и любовь к Родине вот тот самый воспетый еще Пушкиным русский дух, который одолеет любого врага, вздумай он во все времена и эпохи попробовать покорить нас и «на том стояла, и стоять будет Русская Земля».

Вот что, прежде всего, показал в своей картине «Утро на Куликовом поле» замечательный русский, советский художник Александр Павлович Бубнов.