Найти тему
PictoTravel

M&M — попытка обзора

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Редко пишу отзывы на просмотренные фильмы, но на этот раз традицию нарушу. Речь пойдет о новой экранизации "Мастера и Маргариты" Михаила Локшина.

Фильм всего несколько дней в прокате, но вокруг него уже кипят страсти. И происходящее вокруг фильма становится, своего рода, продолжением булгаковского сюжета. Режиссера обвинили в ненависти к России, обозвали "недоучкой" и "врагом народа". Впрочем, эту часть истории пока оставим за рамками повествования, а давайте сосредоточимся на самом фильме.

Сразу скажу, что тем, кто любит, чтобы было "как в книге", лучше не смотреть. Локшин придумывает некий мир, в котором существуют его герои. Кто-то найдет здесь отсылки к научно-фантастическим сагам, кто-то к вселенной Марвелл, кто-то к имперскому футуризму. Москва одновременно похожа и на Готэм-сити, и на миры Терри Гильяма. Мрачны сталинский ампир с нотками "Звёздных войн" и "Тёмных начал". Описать сложно, но выглядит интересно, и сама идея создания такого вымышленного мира амбициозна и рискованна.
Предсказуемо критики уже прошлись по фильму "ах это совсем не похоже на старые добрые Патриаршие". Но Михаилу Афанасиевичу, думаю, понравилось бы.

Актерский состав хорош, и актеры играют. Цыганов в роли Мастера убедителен, Снигирь в роли Маргариты прекрасна. Несколько разочаровывает Аугуст Диль в роли Воланда — какой то мелкий бес, а не князь тьмы. Особенно в сочетании с озвучкой, где он говорит с сильным акцентом, и не попадая в мимику. Бегемот, являвшийся во всех экранизациях объектом острой критики, тут не бесит, и представлен роскошным черным мейнкуном. Впрочем, и активного участия в повествовании он тоже принимает мало. Коровьев в исполнении Колокольникова прекрасен, Розин в роли Азазелло в некоторых сценах весьма хорош — например сцена с пулеметами в театре.

Но хотел я остановится на другом. Фильм производит ощущение вневременное. То есть конечно по костюмам и атмосфере это история довоенной Москвы. Но некоторые моменты связывают происходящее в фильме с нынешним временем: во время представления Воланда зрителям предлагается "перенестись в 2022 год". Или вот сцена "осуждения" Мастера за повесть, вполне напоминает многочисленные осуждения писателей-"иноагентов". Это, впрочем, есть и у Булгакова, но фильм заставляет задуматься. И фраза Алоизия
"Это же не про древнюю Галилею, это про современное" — один из ключей к фильму.

Стоит ли смотреть? Я не пожалел, 2,5 часа пролетели незаметно. Фильм многослойный, в нем есть и приключения, и романтика, и философия — как и в книге у Михаила Афанасиевича, но вдобавок к этому стиль современного кинематографа, и нестандартная для российского фильма попытка создания киновселенной. Так что рекомендую сходить, пока прокат не запретили.

Кадр из фильма
Кадр из фильма