Замороженные песни и мысли
Утром по морозцу делал пробежку по Благовещенской набережной. Бегом занимаюсь несколько лет, очень люблю состояние "светлой головы", особого "прочищения" мыслей, освобождения от всего сиюминутнутного и суетного. Бежал и думал, что российский берег мне милее сверкающего красками китайского, что здесь и воздух чище, и "трава зеленее", но до зеленой травы я точно тут не пробуду. Погостил, пора домой! В теплый южный Краснодар!
И уже дома, перебирая в голове "замороженные мысли" и "замороженные приамурские мелодии" о городе Благовещенске, куда я приезжал по предпринимательским делам, снова и снова возвращался к фотографиям и размышлениям об этом городе.
Представлюсь, если вы первый раз читаете мой дзен-блог (если не первый, привет, друзья!). Я Алексей Норкин, глава строительной компании "Атлант" из Краснодара, инвестор, ультрамарафонец, основатель бизнес-сообщества DreamTeam, глава краснодарского чаптера предпринимателей "Эквиум", путешественник, отец четырех детей. Несколько дней я пробыл в Благовещенске, и мои впечатления можно прочитать здесь:
1. Благовещенск и Хэйхэ - мы с тобой два берега у одной реки
2. Самая простая граница Благовещенск-Хэйхэ
3. Пушкин в Китае, русско-китайская деревня "Матрешка" и откуда в Благовещенске снег?
Я совершил вместе с читателями прогулку по городу, переместился через Амур и рассказал про Хэйхэ, как увидел и понял этот город.
А сегодня предлагаю совершить путешествие во времени, и я мечтал бы стать спутником Антона Павловича Чехова, который также бывал в этом городе, только 134 года назад.
Пройдемся вместе по набережной, где я сделал снимки достопримечательностей, и так как это место историческое, попробуем посмотреть на город глазами Чехова. Приношу благодарность за помощь в этом путешествии дружественному проекту "ПроСВЕТ".
8 часов полета и 2 месяца езды
Итак, 21 апреля 1890 года Чехов отправился в восьмимесячное путешествие, результатом которого стала книга «Остров Сахалин» с дорожными записями и статистическими данными (он, помните, участвовал в переписи населения острова Сахалин).
Началась поездка с вокзала и поезда на Ярославль, затем водным путем на пароходе "Александр Невский" на Казань, и далее, то "чугункой", то водным путем до Тюмени, там железнодорожное сообщение заканчивалось, и начиналась тряская езда на подводах, и реже, пока была навигация, сплавлялся по рекам.
- Мне понадобилось 8 часов полета из Москвы в Благовещенск, Чехов же прибыл туда только через два месяца - 26 июня 1890 г (вернулся назад в Москву 8 декабря 1890 г).
Летним днем, в самое теплое время года, пароход «Ермак» прибыл в Благовещенск с доктором/писателем Чеховым на борту. Вот такую картину увидел Чехов.
В 1890 году Благовещенск был самым большим город Дальнего Востока: около 20 000 населения (в Хабаровке около 14 000, во Владивостоке – порядка 7 000 жителей).
Деловая и торговая жизнь кипела вовсю. Благовещенск – крупный транспортный узел, «столица» золотоносного региона, торговая "мекка". В городе полно ресторанов, гостиниц, "чифанек", крупных магазинов. Купцы со всей России совершают тут торговые сделки, чтобы привезти в свои лавки монгольские, китайские, японские, корейские и американские товары.
Чехов почувствовал, что сбывается его иронический ответ на чей-то вопрос: "О чем мечтаете, Антон Павлович?" :
«Удрать из Москвы подальше и ничего не делать».
За 8000 км от Москвы мечта осуществилась... Он не хотел примать больных, ничего не писал, кроме путевых набросков, наблюдал, рассматривал, удивлялся, восхищался, беседовал. То есть по мерка человека, у которого "не было детства", а была только работа-работа, и вся семья жила только его доходами, теперь он "ничего не делал"!
Я в Амур влюблен! Был бы миллионером, имел бы на Амуре пароход! Вот бы где дачу нанять!» , – пишет Чехов родным
Блаженное лето, теплая вода...
«Купаюсь в Амуре!», - пишет он в письме знакомому.
Городская купальня находилась на берегу Амура, там, где сейчас стоит ротонда. Сейчас покажу это место, где купался Чехов, в зимнем пейзаже. Вот оно:
Маленький Сахалин
Он ехал на Сахалин, а городок на противоположном берегу Амура китайцы называл "сахалян-улла" - "скалы чёрной реки", и Чехову захотелось посмотреть на этот маленький "сахалин". Он поехал в Айгун, так тогда называлось поселение, из которого вырос пороссийский район Хэйхэ.
Именно в Айгуне в 1858 году генерал-губернатор Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский подписал с цинским Китаем Айгунский договор. По этому договору к России перешёл левый берег Амура, от реки Аргуни до Тихого океана. За решение «Амурского вопроса» Н. Н. Муравьёв был возведён в графы с титулом «Амурский».
Памятник генерал-губернатору тоже встречаем на набережной.
Китайцы, конечно же, встречались Чехову в Москве, - это бойкий торговый люд. Видел он китайцев и в родном Таганроге, его отец имел там лавку, в которой среди прочего товара, продавались китайский чай и шелка. Но на родине китайцы должны были вести себя как-то иначе, не так угодливо присюсюкивая, как в китайских лавках России. Чехову захотелось поговорить с китайцами по душам.
«Одного китайца я позвал в буфет, чтобы угостить водкой. Он пил мелкими глоточками и всем кланялся, а потом дал мне китайских монет. Очень вежливый народ».
Из Благовещенска Чехов пишет еще об одной занимательной встрече, он вообще жадно ищет контакты с разными типами людей:
«Обедать и беседовать с золотыми контрабандистами! Это ли не интересно!».
В родном портовом Таганроге также было немало контрабандистов. Но юному Чехову, еще мальчику, не велено было водиться с отчаянными людьми.
В Благовещенске он встретил немало японцев, в 1890 году в городе проживало около 200 японских подданных.
Они не ломаются, как русские
Японцы также занимались бизнесом: держали фотоателье, часовые мастерские, лечили зубы. В местных борделях раскованные и мастеровитые японочки оказывали интимные услуги. Чехов не отказал себе в удовольствии...
«С Благовещенска начинаются японцы, или, вернее, японки. Японки – это маленькие брюнетки с большой мудреной прической, с красивым туловищем и, как мне показалось, с короткими бедрами. Одеваются красиво. В их языке преобладает звук «тц».
Когда из любопытства употребляешь японку, то начинаешь понимать Скальковского, который, говорят, снялся на одной карточке с какой-то японской *****.
Комнатка у японки чистенькая, азиатско-сентиментальная, уставленная мелкими вещичками, ни тазов, ни каучуков, ни генеральских портретов. Постель широкая, с одной небольшой подушкой. На подушку ложитесь вы, а японка, чтобы не испортить себе прическу, кладет под голову деревянную подставку. Затылок ложится на вогнутую часть.
Стыдливость японка понимает по-своему. Огня она не тушит и на вопрос, как по-японски называется то или другое, она отвечает прямо и при этом, плохо понимая русский язык, указывает пальцами и даже берет в руки, и при этом не ломается и не жеманится, как русские. И все это время смеется и сыплет звуком «тц». В деле выказывает мастерство изумительное, так что вам кажется, что вы не употребляете, а участвуете в верховой езде высшей школы. Кончая, японка тащит из рукава зубами листок хлопчатой бумаги, ловит вас за «мальчика» и неожиданно для вас производит обтирание, причем бумага щекочет живот. И все это кокетливо, смеясь, напевая и с «тц»…», =
эти откровения Чехов отправил в писеме издателю Суворину 27 июня 1890 года, то есть, как вы понимаете, 27 июня было у писателя самым насыщенным по впечатлениям днем: и китайцы, и японочки...
Лечить все же пришлось...
Да, Благовещенск сильно расслабил доктора Чехова...но лечить все же пришлось. Хотя в 1890 году в Благовещенске уже действовало лечебно-благотворительное общество, а при нем аптека, больничка и богадельня, но местные жители ожидали прибытия парохода, на которых нередко прибывали проезжающие доктора. Он не успел сойти с "Ермака", как зазывали стали выкрикивать: "Доктор, доктор есть?". Пришлось признаться: да, есть. Нужда в деньгах и внутреннее нежелание брать деньги мучали его (как же московский писатель, которого читают во всей России, собирает грошики..., - неловко)
«... Вчера лечил мальчика и отказался от 6 рублей, которые маменька совала мне в руку. Жалею, что отказался». (современными деньгами менее 1000 руб).
«в местечке Рейнове пригласил меня к больной жене некий золотопромышленник. Когда я уходил от него, он сунул мне в руку пачечку ассигнаций. Мне стало стыдно, я начал отказываться и сунул деньги назад, говоря, что я сам очень богат; разговаривали долго, убеждая друг друга, и все-таки, в конце концов у меня в руке осталось 15 рублей». (порядка 2,5 тыс на современный пересчет).
Благовещенск: было-стало
Прогуливаясь по набережной Благовещенска, все время словно бы проваливаешься во временные дыры.
Хочу выразить восхищение прекрасным проектом путешествия во времени газеты "Амурская правда". Посмотрите сами статью о перемещении из наших реалий в дореволюционные. Несколько примеров из статьи я приведу.
Ниже фотография с караваном верблюдов с зимними санями у стен торгового дома «Кунст и Альберс» (ныне Амурский краеведческий музей).
Ниже на фото городская больница. Очень жаль, что исторический корпус в запустении, зато вокруг выросло большое здание главной клинической больницы города. Это несоответствие потенциала и реальности с развалюшками еще столетие назад (точнее в 1911 году) обнаружил блестящий хирург доктор В. Л. Борман (известен тем, что первым в мире провел костно-пластическую операцию), он, оценивая работу больницы, писал:
«Что за парадокс: система отхожих мест неудовлетворительна, зато в больнице есть чудо медицинской техники того времени — рентген аппарат?»
Да, это удивительное для тех времен чудо благовещенцы раздобыли в числе первых. Легочные заболевания косили людей, аппарат позволял устанавливать болезнь на том ее этапе, когда лечение давало хорошие результаты.
Еще фото старые и новые - улица Ленина сегодня - не сказать, что радует глаз архитектурным единством, все же совсем немного усилий, и улица была бы прекрасной. Она же улица Большая в "чеховское" время.
Чехов сравнивал жизнь приамурскую и жизнь южную:
«Деревни здесь такие же, как на Дону, разница есть в постройках, но не важная. Жители не исполняют постов и едят мясо даже в страстную неделю; девки курят папиросы, а старухи трубки - это так принято. ...
На пароходе воздух раскаляется докрасна от разговоров. Здесь не боятся говорить громко. Арестовывать здесь некому и ссылать некуда, либеральничай, сколько влезет. Народ все больше независимый, самостоятельный и с логикой. Доносы не приняты. Бежавший политический спокойно может проехать на пароходе до океана, не боясь, что его выдаст капитан».
На фото ниже Институт геологии и природопользования ДВО РАН. Ранее это были торговые ряды «Мавритания» (1858 г.). Очень знакомый Чехову формат - в родном его Таганроге тоже было немало гостиных торговых рядов.
Зимой это место я увидел так:
С Благовещенском Чехов распрощался 27 июня, дальнейший путь по Амуру он проделал на пароходе «Граф Муравьев- Амурский».
А на красивом здании бывших торговых рядов «Мавритания» установлена мемориальная доска в честь посещения заведения Чеховым.
По набережной в тишине
Набережная вдоль Амура вообще любимое место горожан, сюда же приводят полюбоваться на город гостей. Посмотрите фото, тут уж комментариев не будет.
На той стороны китайский Хэйхэ - вы уже знаете.
Царю поклонство
Одна из главных достопримечательностей города Благовещенска – Триумфальная арка. Такие пышные ворота устанавливали для наследника императора, будущего Николая II. Для цесаревича арку воздвигли по его возвращению из заграничного путешествия - он посетил несколько стран, включая Египет, Индию и Японию.
В конце 1920-х арка пострадала во время наводнения, а в 1930-х ее полностью снесли. Считается, что восстановлена она по сохранившимся фотографиям. Но, сравнивания старинную фотографию и новодел 2005 года, замечаю, что современные строители сильно накосячили с пропорциями зданиями. Получилось великодержавненько, царепочитательно. На любителя поделка.
Торговля Благовещенска не так, чтобы кипит...
А это современные торговые ряды Благовещенска. Местами напоминают ГУМ.
Местами.... форум времен Цезаря - слишком пышно и неуместно. И снова на любителя. Красота, она же не в роскоши и позолоте. Она в умеренности, воздухе, соразмерности, созвучности современным людям и ... и это привет будущим поколениям - зачем делать послание в камне жеманным и смешным?
Здесь вы простимся с Антоном Павловичем, а я с Благовещенском. Я домой в Краснодар, он на Сахалин.
Дорога на Сахалин
Дорога на Сахалин заняла 81 день — почти три месяца испытаний российским бездорожьем. В одном из писем, отправленных в пути, Чехов писал:
«Мое лицо, от дождей и ветра, покрылось рыбьей чешуей… мои валенки превратились в студень…».
По возвращении домой, Чехов написал эту книгу. Советую тем, кто не читал, прочесть. Иначе вообще ничего не поймете про нашу огромную страну.