Дорама «Светлый пепел луны», меня впечатлившая (подробнее здесь), вызвала интерес к восточному фэнтези как таковому и вопросу, где истоки сей буйной фантазии – что питало сюжет, который после просмотра (как только остынешь от пристального слежения за перипетиями действа) становится уже вещью в себе, вполне самоценной.
Понимаю, что фэнтези-дорамы создаются в определённой традиции, под влиянием эстетики манги и придерживаются культурных кодов жанра. Но то, что наша эпопея густо замешана на традиционном китайском нарративе и символах, тоже было очевидно сразу. Вопрос, каких и как они впряглись в историю.
Чтобы прильнут к «традиции», не мудрствуя лукаво, пошла в музей – натурально, Востока, что на Никитском бульваре в Москве.
И для начала отметила, что совпадает, что откликается – чему дорама, так сказать, посылает свои «приветы».
Первым делом, конечно, драконам. Что и неудивительно, ибо китайский дракон – он везде и повсюду. И именно такой – худоватый, длинноватый (змееподобный), с бородою и усам, четырьмя лапками и, как правило, без крыльев (на западе-то он скорее ящер-динозавр, пузатый и непременно с крылышками).
И смотрите, какие красивые:
Но есть просто драконы, а есть «дракон с пылающей жемчужиной» – один из главных символов китайской культуры, космогонии, философии и т.д. и т.п.
Вот он подан нам на тарелочке:
И тут как раз вся история киношных Дзиня (он же дорамный Тан Тайцзин, подробности в первой статье) и Ли Сусу стремительно выносится к нам на гребне волны глубокой древности – старинных представлениях о драконах и жемчужинах.
В кино дракон всего один и как бы не центральная фигура – ну, просто лет 500 герои проживут во сне некоего древнего демона-дракона, и он (дракон этот) потом окажется одним из воплощений главного персонажа, который сон этот сам и создаст и сам же себе в нем приснится (в двух словах не объяснишь, но как-то так – Кристоферу Нолану с его «Началом» понравилось бы). Ещё раз дракон появится в облике мелкого речного змеика, в которого низвергнется в порядке обратной реинкарнации сраженный Бог Войны Мин Е (еще одна ипостась протагониста, а всего их будет числом три, так как в дораме герои успеют прожить аж три жизни, история трижды сделает круг), и которого героиня будет трогательно выхаживать, схоронив от чужих глаз в кастрюльке. И, наконец, будет волшебная драконья чешуйка, делающая ее владельца неуязвимым. Вроде все.
Героиня во сне дракона примет облик мелкого речного духа, принцессы-жемчужницы Сан Цзю. Жемчужина возникнет и в образе одного из ключевых артефактов – слезы-горошины, которая сообщает своим потеплением о минутах душевных смятений героя и одновременно рождает смертоносные шипы, призванные героя этого погубить.
Итого, герой – Дракон, героиня – Жемчужина. Взглянула на эти два символа повнимательнее.
Дракон в Китае – существо изначально доброжелательное, мудрое, справедливое и благородное. Считается, что представление о его разрушительной сущности, проистекающей из контроля над водами (способность насылать наводнения и всяческие грозы-молнии) возникло позже и только в буддийской традиции. Дракон олицетворяет могущественные силы, сулящее процветание и удачу, и является испокон веков символом императорской власти.
Для сравнения, европейский его собрат – дремуч, агрессивен и алчен. Интересно, что на Олимпийских играх 2008 года в Китае отказались от талисмана-дракона, приняв во внимание негативные коннотации образа в западном мире (говорит нам вики).
В Китае дракона почитают за повелителя погоды и воды. Чешую он имеет то ли змеиную, то ли рыбью. Считается, что из 117-ти (священное число 9, помноженное на 13) чешуек дракона 81 имеет сущность ян (положительную), а 36 – сущность инь (отрицательную). Подозреваю, что отколупленная Дзинем в известной сцене чешуйка с шеи дракона была из числе как раз тех 81-й.
Если дракон в китайской мифологии – это янские стихии и власть над водой, то жемчужина – иньские силы и власть Луны над водами. Жемчужина олицетворяет женское начало, в духовном плане – просветление, совершенство и совершенствование, духовную энергию. С жемчугом во многих культурах, не только восточной, связаны и ассоциации со слезами (как правило, светлыми – слезы радости).
К середине династии Цин жемчужина превратится в «пылающую», и к ее символике добавятся олицетворение солнца, мудрости, силы и императорского сокровища.
Дракон, как хозяин воды и страж сокровищ, жемчужину, как правило, охраняет. Но может и проглотить (отражение представлений о лунном цикле, когда луна то исчезает= проглатывается драконом, то восходит= выплевывается им). В китайском искусстве также часто встречаются изображения пары драконов, преследующих или сражающихся за «пылающую жемчужину». А еще древние китайцы считали, что «пылающая жемчужина» позволяет дракону подниматься к богам. Вообще красивых историй про жемчужины и драконов очень много (погуглите). Важно, однако, то, что вместе жемчужина и дракон символизируют духовную сущность вселенной и просветление, в том числе совершенствование человека в поисках просветления.
Стало быть, отношения дракона с жемчужиной – самые тесные и неизбежные. Они хоть и на разных полюсах (ян и инь), но только в единстве этих начал и возможна гармония. Напряженные и высокие отношения то есть! Прямо как у нашей парочки героев – здесь и желание, и погоня, и стремление возвыситься, и жажда обрести цельность в единстве и дать гармонию этому миру.
Еще одна мифологическая пара – Дракон и Феникс. В музее она тоже есть.
В кино это будут символические отражения уже упомянутого Бога Войны (проекция героя) и Богини Феникс (матери героини, от которой Ли СуСу достанутся доля божественности и символ).
В китайском пантеоне мифологических существ эти два символа также связаны неразрывными узами – Дракон и Феникс олицетворяют гармонию в супружестве и являют собой еще одну распространенную метафору Ян и Инь. Феникса-фэнхуана и дракона часто можно встретить на украшениях для свадеб. Что ж, по сюжету, наши герои – предопределенная судьбой и случаем (что одно и то же) семейная парочка. И от ее благополучия и единства в итоге зависит судьба мира. Все сходится.
Сериал богат образами китайской мифологии и космогонии. Посмотрев же пристальней на его название (почему луна? и откуда пепел?), можно добавить сюда и традиционную китайскую философию.
Луна в китайской культуре – символ элегантности и красоты (что нам очень подходит, ибо в дораме все прямо такие и есть!). В китайской поэзии она ассоциируется с любовью и романтикой, что тоже идеально ложится в историю экранной мелодрамы, а еще с тоской и разлукой, чего также будет в достатке. В китайской же философии луна – символ духовного пробуждения и олицетворение единства и гармонии вселенной.
Вот здесь можно посмотреть интересные трактовки фаз луны в восточной традиции – от новолуния и первой четверти (новые начинания и определение намерений, развитие, творчество, принятие решений и преодоление трудностей) до полнолуния (полнота сил, просветление, освобождение, прощение и благодарность) и последней четверти (размышление, отпускание и новое направление). Такие образы хорошо переводят смысл названия первоисточника, web-романа «Когда луна догорит дотла», которое может означать «Когда свершится полный круг преображений и родится новый мир». А если подключить даосскую философию (а на нее в дораме есть прямые отсылки: героиня – даосская просветленная, она печётся о стойкости своего Дао и не сворачивает с пути) с ее концепцией начала и конца всего сущего, каждой вещи бренного мира, то луна здесь для каждого тоже, однажды взойдя, выгорит дотла. Читай, герои пройдут свой путь до конца: пророчество для героя свершится, миссия героини исполнится. Но «пепел» этого догорания будет «светлым». И, к счастью и приятному удивлению, кино не поставит здесь точку. История обернется неожиданным, небанальным и весьма вдохновляющим финалом*.
В общем, в дораме нашей все весьма «культурно» и «философично» – сюжет-круговорот и главные герои как олицетворение единства и противоположности Инь и Ян, Жемчужины и Дракона, Феникса и Дракона, Луны и Пепла. Красота!
Фэнтези, как восточные, так и западные, вообще, как правило, густо замешаны на образах и сюжетах традиционной культуры. И именно в фэнтези эта культура с большим вдохновением переосмысливается и развивается. И присваивается каждый новым поколением. А в таких замечательных образцах киноискусства становится еще и достоянием мира.
*не нашла раньше, куда пристроить панегирик финалу фильма – оставлю его здесь. Очень уж он замечательный! Есть ли в нем что-то от традиционных канонов, не скажу, но то, что звучит он весьма современно – это точно.
Дорамная история, по сути, о том, что, как ни крути, а то, что задано неким ходом времен и вещей (типа, «так исторически сложилось»), то и будет сделано, как ни пытайся избегнуть. Предначертано герою стать на темный путь – он на него встанет, есть у героини миссия «найти и обезвредить» – она ее выполнит. Рано или поздно. Рок, да и все тут. Плюс созданная не ими, а чьей-то злой волей система координат, в которой любовь – не панацея, а как бы только отягчающее обстоятельство (одни страдания от нее, помехи да «сбои в программе»). Только в финале этой истории именно она, не заданная в изначальных условиях задачи, выведет героев из тупика бесконечной цепочки перерождений демона и богини. Герой сделает сознательный выбор вопреки законам «матрицы», героиня примет его с благодарностью, и оба они выведут мир на новый горизонт событий, создадут новую реальность. Думаю, вот это откликается и нашему времени. Когда старые программы заходят в тупик, а привычные каноны перестают работать или дают обратный желаемому результат. Когда императив осознанности (и это не только модное слово) как никогда важен. Когда так важно прочувствовать, как бы ни банально и громко это ни звучало, истину «миром правит любовь» и довериться ей. И признать, что только светлое «хочу» (люблю, прощаю, надеюсь) может прервать бесконечное повторение старого круга вещей, найти выход из безвыходной ситуации, изменить правила и создать новый мир. И когда любовь – последняя надежда.
Также на канале:
Как я смотрела дораму «Светлый пепел луны»
Принцесса Сяояо и ее бесконечная любовь
Китайский «дорамапром» для начинающих
#китайскиедорамы #китайскаякультура #восточныефэнтези #Светлый_пепел_луны