Скоро Оскар. Вручение наград состоится 10 марта 2024 года. Пора разобраться с номинантами на Лучший фильм года. Всего в номинации 10 кинолент, но мы поговорим о фильме Александра Пэйна "Оставленные".
"Оставленные" уже успешно собрали несколько премий, в том числе два актерских Золотых глобуса. А на Оскаре фильм номинирован не только на Лучший фильм, но и снова на две актерские номинации. У фильма также есть шанс получить статуэтку за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.
О чем кино?
1970 год. Скучный и упрямый преподаватель древней истории в школе-интернате Пол Ханэм (Пол Джаматти) вынужденно остается следить за несколькими учениками, оставленными на рождественские каникулы в школе.
Всех их, кроме одного нервного и бунтующего подростка, увозят, и в пустующей школе остаются преподаватель, ученик и кухарка, потерявшая сына. И им удается выстроить отношения друг с другом. Хоть и не сразу.
Ключевое внимание сосредоточено на взаимном исправлении преподавателя и студента.
Это кино - своеобразная новогодняя работа над мрачными ошибками «Общества мертвых поэтов».
"Оставленные" помогают и преподавателю постоять за себя, исполнить свои мечты, и студенту - окрепнуть и получить приток сил, чтобы жить и взрослеть дальше.
Чем хорош фильм?
Фильм ценен не только отличной актерской работой Пола Джаматти, но и прекрасной атмосферой пустующей школы.
Эдакое состояние после 2 января: салаты доедены, за окном вечные сумерки скатываются в темноту. Праздники еще не кончились, а задора вставать на лыжи или иным образом активно и здорово отдыхать - нет.
Одинокая елка, небольшое оставшееся отапливаемым пространство, где людям одиноким, даже когда жизнь вокруг кипит, одиноко и тоскливо еще больше. Все их проблемы нарывом вскрываются от неизбежного столкновения с другими (пусть и немногочисленными) людьми.
Это жизнелюбивое и ироничное кино. Его приятно смотреть.
А минилекции Пола Ханэма о древней истории парадоксально и не без юмора вписываются в абсолютно не пригодные для этого ситуации.
Герои проходят каждый свой путь: от себя к другим. Так, погруженная во внутренний траур по сыну кухарка Мэри Ламб (Давайн Джой Рэндольф) находит в себе силы увидеть душу оставленного семьей на Рождество подростка и помочь ему. Точно как и увидеть мечты неприятного на первый взгляд профессора.
Как сказал в интервью Пол Джаматти о своем персонаже:
Alexander makes a really great distinction between nice and kind... he is kind. He is always kind, he just can't access it very well. He doesn't care about being nice. because he doesn't think nice is important.
Александр (режиссер, прим. Lanaskino) делает действительно большое различие между милым и добрым... Он (персонаж Джаматти, прим. Lanaskino) добрый. Он всегда добрый, он просто не может достучаться до этой доброты очень хорошо. Ему нет дела до того, чтобы быть милым, потому что он не считает, что быть милым важно.
{Перевод Lanaskino}
Прогноз на Оскар
Фильм мне очень понравился, но я не думаю, что академики выделят его как "Лучший фильм". Возможно, дадут актрисе за лучшую второстепенную роль, ибо она вписывается в новые правила. Возможно, Оскаром отметят сценарную работу.
UPD: Так и случилось. Давайн Джой Рэндольф получила свой Оскар. Вокруг сценария прямо накануне разразился скандал, а приз за лучший сценарий ушел "Анатомии падения"
В итоге
В разных смыслах это старомодный фильм: он размеренный, человеколюбивый, атмосферный. А старомодным визуально он сделан намеренно: снятый по современным технологиям, фильм был состарен под кинопленку 1970-е на постпродакшене.
Здесь герои не "героические", некрасивые, но совершающие сложные именно для себя поступки ради других не из стерильного альтруизма, а потому что оказались способными увидеть в другом человеке человека, которому требуется поддержка.
Если Вы хотите посмотреть душевное и человеколюбивое кино, лишенное сюжетных кульбитов, спецэффектов и других приправ зрительского кино, то Вы получите удовольствие от "Оставленных".
Приятным "побочным" эффектом может стать атмосфера новогодних праздников.
Остальные номинанты:
- Оппенгеймер
- Барби
- Убийцы цветочной луны
- Маэстро
- Прошлые жизни
- Бедные-несчастные
- Зона интересов
- Американское чтиво
- Анатомия падения