Очень сложная патология, с до сих пор неясной природой происхождения, с множеством вариаций, для которых общим является то, что у человека устойчиво нарушается мышление.
В массовом сознании шизофрения стойко ассоциируется с чем-то категорически нехорошим. Если вы думаете так же, то вы не поспеваете за современной наукой! Вот вам неудобное знание: есть молодые учёные с незашоренным взором, которых вовсе не пугает мысль о том, что 'при эволюции человека происходил отбор аллелей, которые увеличивают риск развития шизофрении'.
При этом любой вменяемый эволюционист вам скажет, что если в ходе эволюции частотность какой-то формы гена действительно увеличивается, то природа в этой форме обнаруживает больше положительного (полезного для выживания), чем отрицательного (вредного)!
На мой скромный взгляд, любой нормальный чудак от этой информации должен встрепенуться и настороженно заинтересоваться: "Что может быть положительного в повышении риска развитии шизофрении?".
Мне почему-то ассоциативно сразу вспомнился эксперимент, в ходе которого оценивали возможности разных представителей природы к прогнозированию. Для этого была построена специальная кормушка, в которой корм подавался на конвейерной ленте таким образом, чтоб животное могло увидеть, как этот корм поворачивает либо влево, либо вправо, далее уезжает за небольшую ширму и появляется через несколько мгновений с другой стороны ширмы. Курицы на всё это действо реагировали в духе «с глаз долой, из сердца вон». Стоило только корму скрыться из виду, как курицы бестолково останавливались. Лисицы совсем не такие! Лисицы сразу устремлялись к соответствующему краю ширмы, поджидая корм согласно подмеченной траектории его движения. Из этого эксперимента учёные сделали умопомрачительный вывод, что эволюционный уровень биологического вида определяется умением как можно дольше удерживать образ даже после того, как исчезают непосредственные стимулы к его образованию. А я задумался, что застревание в собственных измышлениях и неготовность меняться под давлением внешних обстоятельств являются одним из заметных симптомов как раз шизофрении. Впрочем аналоговое мышление хорошо бы хоть сколько-то ещё промерить мышлением логическим.
Знаю, альтернативно одарённым сразу всё ясно: в шизофрении нет и не может быть ничего положительного! Они, вместо копания в поисках ответа на возникший вопрос, лучше потратят своё время и силы на насмехательство над плоскоземельщиками, которые настойчиво отторгают многочисленные солиднонаучные свидетельства о принципиально ином устройстве мира и категорически отказываются включать логику при осмыслении всё-таки принятых свидетельств. Ещё одновременно эти же самые альтернативно одарённые, я заметил, почему-то настойчиво убегают от любых научных свидетельств и логики в отношении возможно иного мироустройства по теме шизофрении.
Я когда-то в одной дискуссии заявил, что если человек меньше обычных людей ошибается и при этом способен решать более сложные умственные задачи по сравнению с обычными людьми, то у этого человека, напрашивается вывод, есть положительные качества по сравнению с обычными людьми. Как же меня окружающие за это заявление невзлюбили! Назвали больным. И совсем не очень умным. Естественно, стали упражняться, какому типу шизофрении по международному классификатору болезней МКБ-10 я соответствую. Потому что к своему заявлению я приложил научные данные, что это шизофреники меньше обычных людей ошибаются и способны решать более сложные умственные задачи по сравнению с обычными людьми.
Конкретно вот:
'На основании результатов проведѐнного исследования было выявлено, что больные шизофренией воспринимают зрительные иллюзии реже, чем здоровые... Было выявлено, что участники контрольной группы [здоровые люди] допускали больше ошибок в описании карточек, на которых не было иллюзий.'
И вот:
'Парадоксальное сочетание, с одной стороны, опережающего возрастные нормы развития мыслительных операций и на их основе односторонних способностей (математических, лингвистических, конструктивных и пр.) и интересов и, с другой - несостоятельность в практической жизни, в усвоении обыденных навыков и способов действий, особые трудности в установлении взаимоотношений с окружающими... Среди исследованных нами больных шизофренией и лиц шизоидного круга разных возрастов нередко встречались лица с ярко выраженными односторонними интеллектуальными способностями, но они никогда не производили впечатления гармонически развитых, многосторонних личностей.'
Если ещё короче, шизофреники меньше здоровых ошибаются при восприятии отсутствия зрительных иллюзий и нередко способны узкотематические интеллектуальные задачи решать лучше, чем могут здоровые. Происходит это, по моим данным, из-за одного и того же физиологического механизма - «застревания» в очень узком сегменте головного мозга. Из-за узости не происходит формирования остаточного следа при переходе активности с одного участка мозга на другой, а ещё единственная активная локальная часть мозга при осмыслении задачи соответствующего локального характера проделывает за раз такой объём работы, который здоровому человеку доступен лишь за несколько подходов. Кто быстрее проделает дырку: тот, кто бьёт всё время в одну точку, или тот, кто всё время отвлекается на разные другие дела?
Как вы, наверное, догадываетесь, окружающие не стали меня попрекать, что изначальное заявление (склонность меньше ошибаться и способность успешно решать более сложные умственные задачи - это положительные качества) - бредовое. Не стали меня обвинять, что приведённые научные публикации я взял с ужасной помойки. Не побежали обвинять ведущие исследовательские центры в лженаучности. Не стали указывать, где у меня оказалась нарушена логика. Им главное было просто заявить, что я придyроk и что у меня с логикой не всё в порядке! Причём таких окружающих оказалось много, а я один. А ведь не может быть такого, чтоб один человек был умнее многих! Следовательно, данную ситуацию можно даже применять для диагностики интеллекта. Другими словами, брать использованные мною исходные данные (1 - заявление об ошибках и сложных задачах; 2 - научные данные о специфике шизофреников) и предъявлять их окружающим: если человек не сможет принять, что первое со вторым могут как-то сочетаться, то человек - интеллектуал. А если сможет, как я, то наоборот.
Блин, вот ведь удивительное дело: в психологических тестированиях на интеллект я всегда показывал результат выше среднего, в тестах на концентрацию и устойчивость внимания при работе с разными информационными моделями - опять же выше среднего, в тестах на оригинальность мышления - вообще рекордные показатели (естественно, в сторону оригинальности). Образование - выше высшего (послевузовское в виде защиты диссертации). Но когда дело доходило до применения моих способностей и знаний на практике, редко когда удавалось хоть чего-либо положительного добиться. Мне постоянно указывали, что я дyраk, что слишком много ошибаюсь, что не думаю ничего даже мало-мальски чего-либо выдающегося, что я мало чего читал. Думаю, это чёткое доказательство несовершенства психологических тестов и дефективности существующей системы образования! Ведь не может быть такого, чтоб плоды моих мыслительных усилий, положительно коррелируя с результатами психологического и образовательного оценивания, сами начинали выступать своеобразным тестом, указывая на знания и способности лиц, оценивающих меня отрицательно! Это как когда-то на одном форуме я рассказал, что мужчины в норме формируются набором половых хромосом XY, а женщины - набором половых хромосом XX. В ответ сторонники точки зрения, что мужчины формируются из красной глины, а женщины - из мужских костей, объявили меня совсем похожим умом на бравого солдата Швейка, раз я не понял, что истина о формировании мужчин и женщин уже давно описана и легко доступна для ознакомления даже такому как я.
Кстати, про иллюзии. В сети под громким названием «тест на шизофрению» часто упоминается тест "Маска Чаплина".
Тест не ёрнический, а популяризаторски выезжающий из научных исследований. Используемые для этого теста обороты вида "искажение реальности и самообман являются признаками здоровой психики" подаются как естественный вывод из обнаруживаемых результатов. Вы только вдумайтесь: адекватное восприятие реальности и отсутствие самообмана, соответственно, соответствуют шизофрении! Для дураков, думаю, это звучит как бред, а для умных - как парадокс (нелогичность, возникшая из-за поверхностности мышления обладателей общепринятого мнения).
Из набежавшего парадокса у меня натекла вполне суровая объяснялка. Если при решении узкотематических задач эффективнее шизофреники, а при решении разносторонних задач - здоровые люди, если при восприятии небольших деталей безошибочнее шизофреники, а при восприятии всей картины мира - здоровые, то это означает, что на самом деле существует два психофизиологических состояния. Одно из которых сводится к умственной концентрации (зауживанию сознания), а другое - к умственному рассредоточению (расширению сознания). И что в идеале человек должен уметь переходить из одного состояния в другое: при предъявлении узкотематической задачи - зауживать сознание, при предъявлении глобальной задачи - расширять. Однако из-за этого становится слишком важным один немаловажный фактор - сила психики (нарочно для впечатления использую это словосочетание вместо «силы нервных процессов»). Выглядит всё лично для меня так, что шизофрения диагностируется только у тех узкомыслящих людей, которые обладают ещё и сильной психикой, потому что только сильную психику невозможно перешибить никакими внешними сигналами. А если это так, то существует кое-какая проблема сильной психики и у людей, почитающихся сейчас здоровыми. Такие здоровые люди, выходит, органически не могут сбиться из-за «слабых сигналов» и понять, когда необходимо хотя бы чуть-чуть вникнуть в узкоспециальные темы.
Устроенная мною объяснялка позволяет также понять, что нынешняя система определения шизофрении весьма относительна. Всё определяется тем, на какой объём восприятия информации рассчитана диагностика здравости. Легко высчитать, что при предъявлении здоровому человеку с сильной психикой множества разносторонних "слабых сигналов" этот человек станет выглядеть точь-в-точь как узкомыслящий.
По поводу перехода из зауженного («шизофренического») состояния в расширенное («здоровое») и обратно. Если вы успели пройти по указанной мной выше ссылке на тест "Маска Чаплина", то должны были натолкнуться на утверждение, что нездоровое восприятие возможно во время сильного стресса, наркотического или алкогольного отравления. Вот вам и намёки на трудности и лёгкости переходов!
По всем признакам, модная сейчас тема «осознанных сновидений» прямо соответствует признакам перехода из здорового сознания в шизофреническое.
Не буду скрывать: по тесту "Маска Чаплина" и ему подобным я весьма склонен к искажению реальности и самообману.
Психиатр опять же про меня когда-то сказал: "Психических отклонений нет, просто дурак". Посоветовал мне меньше дружить с парадоксами, и больше - с головой.
Или вот моя учительница литературы как-то сказала, что переживала за меня, когда по школьной программе нужно было проходить творчество душевнобольных наподобие Фёдора Михайловича Достоевского, царствие ему небесное. Потому что в её долгой педагогической практике уже были случаи, когда люди с особой душевной организацией под впечатлением от прочитанного начинали чудить. Одна такая девица под влиянием "Преступления и наказания" книгу из библиотеки решила вынести. Когда её поймали, заявила, что хотела испытать - тварь она дрожащая или право имеет? Вот, а от меня учительница литературы так никакого чуда и не дождалась. Мои радостные валяния в грязи после уроков она чудом не посчитала. Во всяком случае, никакого книжного пафоса в этом не увидела...
Однако ведь не может быть случайностью, что меня регулярно подозревают в шизофрении! Да и пресловутые Видения опять же!
Было как-то видение, что я проник в такую область сознания, где ещё ни разу не ступала мысль человека (в область про то, как отличить мужчину от женщины). И вот поскольку я там оказался первый из всего человечества, то мне пришлось много маяться и страдать - слишком всё ново и неизвестно. Пока я учился овладевать новым сознанием, были с моей стороны и корчи, и уничтожение традиционных общественных ценностей вида норм, и созидание нетрадиционных общественных ценностей вида норм. Как было сказано в видении, если бы меня в этот момент видели окружающие, то определённо решили бы, что меня надо поместить в психлечебницу. Но я всё время ловко прятался под кровать (на работе - под стол), и меня поэтому не застукали.
Ещё было несколько видений, как некоторые узкосмотрящие люди пытались сделать из меня соратника, чтоб и я перестал широко смотреть на мир. Но я сказал, что меня интересуют не чудеса, а знания. В итоге мы сильно разошлись во взглядах.
Знаю, как некоторые поборники «осознанных сновидений» гордятся тем, что в снах были настолько легки, что летали. У меня, к сожалению, всё наоборот. Да, у меня тоже были видения, где подчёркивалось, что я смог увидеть мир ровно так, как это делают шизофреники. Но горжусь я тем, что смог прямо в видениях тяжелейшими усилиями всё-таки возвращаться в неадекватное восприятие мира и самообман. Кстати, видений о том, как я усилием воли возвращаюсь в шизофреническое восприятие, не было ни разу. Видимо, этим процессом управлять не могу.
Было видение, что в мире сейчас спокойно ходит-бродит довольно внушительное число психически очень сильно больных, которых психиатры не выявили. Более того: при существующей системе диагностики таких больных и не выявят, потому что психиатры при определении психических патологий отталкиваются не от нормальной нормы, а от среднего. Да-да, среднее выдают за норму со всеми вытекающими последствиями! Но обдумать, а не случались ли в прошлом какие-то события, которые привели к искажению среднести, психиатры как-то не в состоянии...
Есть в этой связи поучительная история с экспериментом Розенхана. Розенхан подговорил своих вполне здоровых знакомых, чтобы они испытали на себе качество диагностики психических отклонений. Безо всякого предупреждения эти люди обратились в самые разные психиатрические клиники с надуманными жалобами на расстройство здоровья. В клиники всех симулянтов благополучно разместили, после чего данные люди по изначальной договорённости перестали на недуги жаловаться, да и вообще стали вести абсолютно так, как в обычной доклинической жизни. И что вы думаете?! Ни один психиатр, ни один представитель медперсонала не заподозрил ничего неладного! Всех симулянтов продержали кучу дней и выписали с записью, что эти люди определённо и безнадёжно больны, просто у них сейчас временное улучшение... Зато большое количество (почти треть) реальных шизофреников в этих клиниках не только заподозрило в новых пациентах что-то неладное, но и прямо выказало уверенность, что эти новички на самом деле полностью здоровы и проникли в психиатрическую клинику с коварной научной или журналистской целью.
Вот ведь очередная дикость: необразованные шизофреники без каких-либо вспомогательных инструментов диагностируют наличие психических расстройств лучше здоровых врачей, вооруженных последними достижениями науки и техники!
Отсюда мораль: если вы способны отличить здорового человека от психически больного, то у вас большие склонности к шизофрении.
Когда результаты эксперимента были обнародованы, некоторые заносчивые психиатры из числа незатронутых экспериментом решили, что они подобных ошибок не сделают. "Хорошо, - сказал Розенхан. - В ближайшие три месяца вам будут засланы проверяющие". А сам, сука такая, в итоге никого не подослал! И что вы думаете?! Психиатры за эти три месяца среди 193 пациентов сочли однозначно симулянтами 41 человека и ещё 42 человека заподозрили в симуляции...
После обнародования дополнительных результатов психиатры совсем обиделись. Начали бурчать, что если человек при встрече с врачом заявляет о симптомах болезни, а на самом деле здоров, то врач всё равно обязан возиться с заявителем как с больным, а симуляция психических болезней по своим последствиям ничем не отличается от симуляции прочих болезней. Вот что заявил Р.Спитцер (от лица обиженных): 'Если бы я выпил литр крови и, скрыв это, с кровавой рвотой явился в отделение экстренной медицинской помощи любой больницы, то поведение персонала было бы вполне предсказуемым. Если бы они мне поставили диагноз и назначили лечение, как при язве желудка, вряд ли бы я смог убедительно доказать отсутствие у медицинской науки знаний о диагностике этого заболевания'.
Вот только при этом про проблему людей, которые при встрече с врачом заявляют о симптомах здоровья, а на самом деле больны, обиженные психиатры почему-то бурчать не стали...
* * *
Вспомнил, было у меня ещё видение, в котором я поинтересовался у Роботов-Инопланетян о наличии у меня психических отклонений. Те ответили, что болезней нет, но я настолько ненормален по сравнению с ненормальными, что воплощаю диалектический закон отрицания отрицания.
* * *
С подраскрытой только что темой у меня кое-как связаны следующие публикации:
Фантастический рассказ «Нездоровые смыслы» (попытка художественно выразить мысль о двух психофизиологических состояниях - узкосознательном и широкосознательном).
"Простая" логическая задача, решить которую могут лишь единицы (та самая тема о различиях между мужчинами и женщинами, в привязке к трудностям логического мышления у шизофреников).
Что так и не так с КВНом? (небольшая привязка к исследованиям, что шизофреники редко смеются над чужим юмором и часто генерируют свой юмор в виде оскорблений).