С вами учитель, репетитор, активно готовящий к ЕГЭ по обществознанию и истории много лет. Эксперт по проверке второй части более 10 лет.
Знаю о ЕГЭ изнутри
Сегодня в нашей стране и в области все чаще говорят об инженерном развитии. Понятие «инженерное мышление» прочно вошло в обиход педагогов и учеников. Чаще всего это понятие связывают с такими предметами, как технология, математика, физика и информатика. Значит ли это, что на предметах гуманитарного цикла инженерное мышление не формируется? Отнюдь нет, потому что именно гуманитарные предметы позволяют формировать умения анализировать, логически мыслить, развивают абстрактное мышление. Как это можно сделать на уроках истории и обществознания?
Например, с помощью технологии SWOT-анализа, пришедшей из бизнеса.
Проведение SWOT-анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы:
S - сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths — сильный);
W - слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses — слабый);
О - возможности применения (англ. opportunities — возможности);
Т - угрозы применения (англ. threats — угрозы).
Данную технологию целесообразно применять в старших классах. Но ее элементы можно вводить уже с 5-го класса. Так, при изучении темы «Демократия при Перикле» по истории Древнего мира учащиеся легко могут выделить сильные стороны политического режима.
Очень активно используется SWOT -анализ на уроках обществознания. Например, при изучении темы «Экономические системы» учащиеся имеют возможность выделить основные черты всех экономических систем, увидеть сильные и слабые стороны и риски. Составление SWOT-анализа по трём основным системам позволяет учащимся разложить на элементы изучаемое явление, сравнить, выявить «плюсы» и «минусы», обобщить, сделать выводы, рассмотреть варианты решения вопроса с учётом возможных рисков. В итоге учащиеся могут составить описание смешанной экономической системы. По такому же принципу можно проработать любую систему – образование, форму государства, религию и т.д.
Особое внимание учащихся стоит обратить на графы «слабые стороны» и «угрозы применения». При правильном анализе слабых сторон угроз их можно предотвратить, разработав методы и способы работы над данными проблемами. SWOT-анализ позволяет это сделать, опираясь на сильные стороны и перспективы развития. Таким образом, работа со SWOT-анализом предполагает не только выделение основных параметров, но и просчёт выходов из рисков.
Что же даёт умение составлять SWOT-анализ? Это элемент открытого мышления, не принимающего догм, развивающегося путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Используя SWOT-анализ на уроках, мы учим детей:
- планировать: мысли часто возникают хаотично, следовательно, важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения - качество, необходимое при развитии инженерного мышления, составляющее его основу;
- мыслить гибко: если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения пока ученик не станет обладать разнообразной информацией;
- быть коммуникабельным, уметь сотрудничать. Составление SWOT-анализа — это чаще всего групповая работа, которая позволяет обмениваться информацией, дополнять и исправлять друг друга;
- решать проблемы; видя отрицательные стороны явления, учащийся учится их ликвидировать, ищет способы снижения рисков. Инженерное мышления направлено прежде всего на решение технических творческих проблем, возникающих не только сиюминутно, но и отсроченных во времени;
- рассматривать проблемы с разных точек: это как нельзя необходимо для развития инженерного мышления. Ведь при решении инженерных творческих задач крайне важно уметь увидеть все аспекты принимаемого решения. Также необходимо увидеть несколько способов решения проблемы;
- устанавливать связи между явлениями: создается определенная система, которая позволяет создать единое целое. Видение этого целого – образ будущего результата.
Графическая форма работы в отличие от устной, когда ученикам можно и отсидеться, превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (ещё до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.
Анализ реального опыта решения творческих инженерных задач позволяет утверждать, что основой инженерного мышления являются высокоразвитое творческое воображение и фантазия, многоэкранное системное креативное осмысление знаний, владение методологией технического творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей. Работа на уроке с использованием SWOT-анализа позволяет развивать именно эти качества учеников.
Дааная статья была опубликована в журнале "Методист" № 4 2017 года (https://vk.cc/cucJFm)
Ссылка на мою группу в VK
#ЕГЭобществознание #ЕГЭ2024 #ОБЩЕСТВОЗНАНИЕЕГЭ #СДАТЬЕГЭ #подготовкаЕГЭ