Найти в Дзене
Мои первые книжки

Последняя сказка Аркадия Гайдара

С произведениями Аркадия Гайдара знакомы были все советские школьники. «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Чук и Гек» - всё это мы проходили в школе. Но мне хотелось бы вспомнить последнюю сказку Гайдара «Горячий камень». Сказку поучительную и философскую. Которая стала последним в его жизни произведением для детей, я бы сказал: обращением.

Обложка книги, издание 1979 года. Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Обложка книги, издание 1979 года. Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Мальчик Ивашка Кудряшкин как-то раз забирается в колхозный сад за яблоками, где его ловит старик-сторож. Ни слова не говоря, сторож просто выпроваживает Ивашку, даже не поругав его. Грустный Ивашка бредёт куда глаза глядят и на болоте находит горячий камень. А на том камне надпись:

КТО СНЕСЁТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЁТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЁТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЁТ ЖИТЬ СНАЧАЛА.

Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

(Кстати, во многих сказках есть свои камни с надписями: «Направо пойдёшь - …, налево пойдёшь - ...». Но ни в одной сказке не встречалась мне надпись с печатью, как в этой книге:

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.).

Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Поразмыслив, Ивашка решает, что ему разбивать такой камень и начинать жизнь сначала без надобности. Ещё не хватало, чтобы на второй год оставаться в первом классе (лет-то Ивашке всего ничего — восемь)! И он решает, что будет справедливо, если молодость вернёт себе тот старик, что поймал его в саду:

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: «Вот идёт человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».

Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Старик поблагодарил Ивашку, но за камнем на болото идти отказался: некому будет сторожить колхозный сад. Тогда Ивашка сам отправился на болото и с большим трудом притащил камень на гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съёжившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришёл на гору старик.

- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? - вскричал удивленный Ивашка. - Или ты надеешься разбить камень рукою?

- Нет, Ивашка, - отвечал старик, - я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

И рассказал ему старик, что жизнь свою — тяжёлую, многотрудную — прожил он «ясно и честно», а потому не хочет ничего в ней менять. И прожить заново свою жизнь тоже не хочет...

А камень с тех пор так и лежит на той горе. И многие приходят к горячему камню, да только «подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси».

Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Михаила Горняка. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Прочитав эту сказку в школьные годы, я тоже задумался. И не переставал вспоминать горячий камень в самые сложные периоды своей жизни. И спрашивать себя: «Ну, теперь-то разобьёшь? Настала пора?». А она всё не настаёт, эта пора. И, думаю, уже никогда и не настанет...

Помню, в школе на уроках литературы учитель спрашивал: «Как вы думаете, дети, почему старик не стал разбивать горячий камень?». Я знал ответ, конечно. Но словами выразить это не мог. Поэтому получил «двойку». Но не расстроился. Потому что знаю — почему.

Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!