В Центральном военно-морском музее имени Петра Великого (Минобороны РФ) хранится очень интересный снимок, подписанный как "Матросы Ющин и Седов, спасшиеся с эскадренных броненосцев в Цусимском бою 1905 г."
Что это за люди, почему они изображены на фото вместе, где и когда был сделан этот снимок? Давайте разбираться.
Человек слева - это Семён Семенович Ющин. Уроженец деревни Алкаево Темниковского уезда Тамбовской губернии (совр. Республика Мордовия). Участник Русско-японской войны, матрос эскадренного броненосца "Бородино".
Человек справа - Иван Седов, участник Русско-японской войны, старший сигнальщик броненосца "Наварин". К сожалению, это единственное, что я смогла узнать о нём.
Этих матросов связывает только одно - оба они участники Русско-японской войны и оба смогли выжить в страшной мясорубке Цусимской битвы в мае 1905 г., в которой русский флот потерпел значительные потери:
Итого в бою потоплен 21 корабль из 38, взяты в плен 5 кораблей, разоружились 6 кораблей, прорвались 4 корабля, из них один был затоплен личным составом, задержан японцами 1 госпитальный корабль, отпущен японцами 1 корабль, вернулся в Балтийское море 1 корабль.
Потери личного состава эскадры: убито и утонуло офицеров 208, кондукторов 75, нижних чинов 4761, а всего 5044 человека; взято в плен офицеров 225, кондукторов 87, нижних чинов 5670. Осталось на разоруженных кораблях 2110 человек, прорвалось во Владивосток 870 человек, отпущено в Россию 540 человек. Всего личный состав эскадры насчитывал 16 170 человек.
На броненосце "Бородино" на момент Цусимской битвы было 865 членов экипажа. Из них спасся только Семён Ющин. На броненосце "Наварин" насчитывалось 681 членов экипажа, спастись удалось только троим - сигнальщику Ивану Седову, кочегару П.Т. Деркачу и матросу С.Д. Кузьмину.
И Семёна Ющина и Ивана Седова подобрали в открытом море японцы, после чего отправили в плен. В.П. Костенко в книге «На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг.» отмечает, что команды, взятые в плен в Цусимском бою и спасенные с погибших кораблей, находились на острове Киу-Сиу, в городе Кумамото. Не попали в Кумамото только выздоровевшие раненые, которые были размещены японцами в городе Фукуока. Именно в Кумамото В.П. Костенко встретил Семёна Ющина и Ивана Седова, о чем писал в своей книге:
Здесь нам пришлось увидеть двух единственных спасшихся с погибших броненосцев «Бородино» и «Наварин». До посещения Кумамото мы не знали, что с этих кораблей кто-либо спасся. Никого не оказалось с «Суворова», «Александра», «Камчатки» и буксира «Русь».
Также в японском плену Семён Ющин и Иван Седов познакомились с Алексеем Силычем Новиковым - баталёром броненосца "Орёл". Алексей Новиков был участником Цусимского сражения и попав в плен решил описать пережитое. Он начал сбор материала и в лагере в Кумамото, куда Новиков попал, находились команды почти со всех кораблей, и матросы охотно делились воспоминаниями.
В дальнейшем, Алексей Силыч Новиков станет писателем-маринистом Новиковым-Прибоем и напишет роман "Цусима", в основу которого лягут воспоминания пленных моряков... В "Цусиме", в том числе, будут подробно описаны истории спасения Семена Ющина и Ивана Седова. Приведу фрагменты:
Итак, связующая нить между двумя матросами - Ющиным и Седовым найдена. Но вернемся к фото. Обратите внимание на одежду моряков... На Семёне Ющине надета бескозырка с надписью на ленте "Генерал-адмирал Апраксин", хотя как мы помним он был матросом "Бородино". Исследователь Б.Г. Галенин приводя выкадровку с вышеприведенного снимка и основываясь, видимо, только на этой бескозырке, пишет, в своей книге, что С. Ющин служил на "Апраксине" и фото было сделано в момент его службы.
Однако я изучила всю биографию Семена Ющина и могу с уверенностью сказать, что на "Апраксине" он не служил. Вероятнее всего, форму он мог одолжить именно для фото у кого-то из членов экипажа броненосца "Генерал-адмирал Апраксин", которые также находились в плену в Кумамото. Экипажу "Апраксина" повезло больше, у него не было таких огромных потерь, данный корабль был захвачен превосходящими силами противника.
Своей формы у Семена Ющина на период плена просто не было... Ведь когда японцы достали его из моря после Цусимской битвы, он был голый.
А что же Иван Седов? Видимо он смог сохранил свою родную бескозырку и, возможно, форму, да и согласно роману "Цусима" на момент его спасения он был одет. Лишь кокарда с бескозырки утрачена...
Итак, на основе всего вышеперечисленного я предположу, что фото было сделано в японском плену в городе Кумамото в 1905-1906 гг. Именно там после Цусимской битвы оказались Сёмен Ющин и Иван Седов и, вероятно, там сфотографировались на память, как два матроса русского флота, которые чудом спаслись...
Вот такое вот получилось мини-расследование...
P.S. Ознакомится подробнее с историей Семёна Ющина вы можете в моём видеосюжете.
P.P.S. Очень хотелось бы подробнее узнать о том, что стало после плена с Иваном Седовым. Но ничего, кроме фотографии и сведений из произведения А.С. Новикова-Прибоя, у меня нет...