27 января 1944 г. Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады. 29 марта того же года было принято постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства г. Ленинграда в 1944 г.», в котором ставилась задача восстановления города как крупного промышленного и культурного центра страны.
Наша сегодняшняя статья посвящена труду и подвигу тех, кто выполнял эту важную, но невероятно сложную задачу, — рассказываем о реставраторах Ленинграда.
Архитекторы, реставраторы, искусствоведы на службе Блокадного Ленинграда
В мае 1942 г. главный архитектор города Н.В.Баранов представил первую докладную записку об основных направлениях разработки проекта генерального плана восстановления и развития Ленинграда. Одной из форм подготовки к восстановлению города стало проведение архитектурных конкурсов. Первым (в ноябре 1942 г.) был объявлен конкурс на составление эскизных проектов восстановления художественно-исторических зданий-памятников и ансамблей Ленинграда, пострадавших в военное время.
С весны 1942 г. начались ремонтно-восстановительные работы на зданиях-памятниках Ленинграда. Согласно отчетам ГИОП и АВМ к началу сентября 1942 г были частично отремонтированы здания Театра музыкальной комедии, Филармонии, Адмиралтейства, Эрмитажа, дворцы Юсуповых на Фонтанке и на Мойке, здания Сената и Синода, Исаакиевского собора, Инженерного замка, Никольского собора, Таврического дворца, разрушенная часть каре Смольного монастыря и др.
В ходе проведения консервационных работ и подготовки к реставрации зданий проводились археологические исследования: выявлялись первоначальные части или отдельные конструктивные элементы и позднейшие архитектурные наслоения. Их результаты учитывались при составлении проектов восстановления памятников. Такие исследования проводились в Шуваловском дворце, Гостином дворе, Юсуповском дворце на набережной Фонтанки, Адмиралтействе. После прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 г. основной задачей в деле охраны памятников стали предохранение пораженных зданий-памятников от дальнейшего разрушения, начало их реставрации, консервация сохранившихся элементов отделки и архитектурных деталей.
Восстановительные работы ещё до окончания войны начались и в Эрмитаже. Решив в январе 1944 года устроить выставку памятников искусства, переживших блокаду в Ленинграде, сотрудники Эрмитажа своими силами привели в порядок несколько залов: стеклили окна, очистили паркет от песка и мусора, натёрли его до блеска, отремонтировали выставочные витрины. Сделать всё это было трудно — не было ни сил, ни материальных средств.
Восстановления города как культурного центра страны
После снятия блокады, 24 августа 1944 года вышло Постановление СНК СССР о начале восстановительных работ в крупнейших музеях страны. В 1945 году на реставрационные работы в Ленинграде было выделено 39 млн рублей, а в 1946 — 60 млн. Залечивались раны великолепных зданий: Адмиралтейства, в которое попало за войну 120 бомб и снарядов, Русского музея — 60 снарядов, Казанского собора — 3 снаряда и т.д.
Послевоенные годы стали временем значительного роста реставрационной службы Эрмитажа. Реставраторы одного из старейших в стране отдела занимались не только реставрацией коллекций музей, но одновременно помогали спасению пострадавших во время войны художественных ценностей Германии и Польши. Создавались новые лаборатории, отделы, в том числе отдел научно-технических исследований. Опираясь на довоенные достижения, продолжают свою работу реставрационные мастерские Русского музея. Был расширен их штат, организованы мастерские по реставрации графики, древнерусской живописи, деревянной скульптуры, мебели, золоченой резьбы, созданы химическая и физическая лаборатории.
Наиболее активно развернулись работы по дворцово-парковым комплексам в пригородах Ленинграда, решение о восстановлении которых было принято в октябре 1943 г. Наибольший урон здесь понесло богатое внутреннее декоративное убранство. Его воссоздание требовало воспроизведения сложных уникальных элементов, явившихся самостоятельными произведениями декоративно-прикладного и изобразительного искусства. В том же году в Ленинграде были открыты два архитектурно-художественных училища по подготовке мастеров-реставраторов по всем видам отделочных работ: лепщиков, позолотчиков, краснодеревщиков, мраморщиков. В 1945 г. для восстановления разрушенных дворцов была образована Специальная научно-реставрационная производственная мастерская.
Помним и ценим подвиг каждого, кто приложил руку к делу сохранения и восстановления Ленинграда.