Вот что по этому поводу думает социолог, специалист по этнологии Бернард Кретта, выросший в крестьянской семье в регионе Валь-д’Аннивье в кантоне Вале.
В период раннего средневековья в Европе Швейцарию с некоторым снисхождением считали этакой страной одних пастухов. Такое отношение начало меняться в 15-16 веках, когда жители больших городов, таких как Базель, Цюрих, Берн или Люцерн, отправились открывать и осваивать горы, найдя вдруг там для себя чуть ли не рай на земле! Новый размах и блеск такие взгляды приобретают в 18 веке с изменением в обществе отношения к природе в целом.
Здесь стоит отметить две важные даты. Первая: публикация в 1732 году поэмы под названием «Альпы». Её автором был Альбрехт фон Галлер. Он выступал за возвращение в лоно природы и его поэма оказала огромное влияние на всю Европу.
Вторая дата — это 1761 год. Тогда вышел, как бы мы сказали сейчас, бестселлер Жан-Жака Руссо «Новая Элоиза». Эта книга посвящена мифу о золотом веке, благословенном времени, когда люди жили счастливо. Для женевского писателя понятие счастья было тесно связано со швейцарскими Альпами.
Эти два произведения породили огромный корпус литературы о горах. С этих же книг пошла и традиция, в рамках которой стало принято превозносить и почти обожествлять швейцарскую корову. Отмечались красота этого животного, праздники спуска и подъёма стад на пастбище стали обязательным событием крестьянского календаря, коровьи колокольчики и великолепные высококачественные молочные продукты приобрели культовый статус.
Кульминацией стало проведение в Женеве в 1896 году Швейцарской национальной выставки достижений народного хозяйства. Это событие стало основой современного швейцарского патриотического нарратива. Только вообразите: для выставки в город Кальвина привезли и разместили настоящее коровье стадо и соорудили копию швейцарской деревни — с почтовым отделением, церковью, озером, водопадом и даже искусственной горой! Именно тогда и родилась идея о швейцарском рае, который следует защищать и развивать.
Из города эти идеи поднялись наверх — то есть обратно в Альпы. Местные жители полностью приняли на веру теорию обретённого рая, и это сейчас хорошо заметно на примере туристической рекламы. Благодаря исследованиям как в горах, так и в городе у меня родилась вначале гипотеза, а затем и утверждение, что наша страна представляет собой своего рода гигантский Диснейленд в Альпах. Даже мы, коренная деревенщина, вначале-то хорошо понимали, что горы — это тяжкий труд и никакой романтики там нет, но со временем мы тоже поверили, что там вверху и есть рай, и с тех пор твёрдо придерживаемся этой установки.
Я уверен, что стереть корову из швейцарской национальной памяти невозможно, она стала частью нашего ДНК, нашего пейзажа, она является постоянным артефактом в составе музейных экспозиций. Туристические маршруты, конечно, могут рассказывать и о высоких технологиях, и о часовом деле, но они ни в коем случае не смогут обойтись без таких древних и убедительных символов, как гора Маттерхорн, Шильонский замок или корова.
Так считает Бернард Кретта.
Материал взят с сайта swissinfo.ch
Фото мои
#эта удивительная Швейцария