На дворе 1481 год. В городе Севилья набожные католики сдаются властям. Они признаются в ереси — отказе следовать верованиям католической церкви. Но почему?
Испанская инквизиция прибыла в Севилью. Инквизиция началась в 1478 году, когда папа Сикст IV издал указ, уполномочивающий католических монархов Фердинанда и Изабеллу искоренять ересь в испанских королевствах — конфедерации полунезависимых королевств на территории, которая впоследствии станет современной Испанией. Хотя приказ исходил от церкви, монархи просили об этом. Когда началась инквизиция, испанские королевства были разнообразны как этнически, так и религиозно: евреи, мусульмане и христиане жили в одних и тех же регионах.
Инквизиция быстро обратила свое внимание на избавление региона от людей, которые не были частью католической церкви. Это продолжалось более 350 лет. На местах инквизицией в каждом регионе руководили группы, называемые трибуналами. Роли в трибунале могли включать констебля, производящего арест, прокурора, инквизиторов, допрашивающих обвиняемых, и писца. “Великий инквизитор”, член духовенства, избранный королем и королевой, почти всегда возглавлял трибунал. Инквизиция отмечала свое прибытие в каждое новое место “Эдиктом милости”. Эдикт о благодати, обычно длящийся 40 дней, обещал помилование тем, кто признается в ереси. После этого инквизиторы преследовали подозреваемых в ереси на основании анонимных обвинений. Таким образом, исповедники в Севилье, вероятно, не считали себя настоящими еретиками — вместо этого они перестраховывались, сообщая о себе, когда последствия были незначительными, вместо того, чтобы рисковать тюремным заключением или пытками, если кто-то другой позже обвинит их.
Они были правы в своем беспокойстве: как только власти кого-то арестовывали, обвинения часто были расплывчатыми, поэтому обвиняемые не знали причин своего ареста или личности своего обвинителя. Жертвы были заключены в тюрьму на месяцы или даже годы. После ареста их имущество конфисковывалось, часто оставляя их семьи на улице. В этих условиях жертвы признавались в самых обыденных формах ереси — например, вывешивали белье сушиться в субботу.
Инквизиция со временем преследовала разные группы населения. В 1492 году по настоянию жестокого великого инквизитора Томаса де Торквемады монархи издали указ, дающий испанским евреям четыре месяца на то, чтобы либо принять христианство, либо покинуть королевство. Тысячи были изгнаны, а те, кто остался, рисковали подвергнуться преследованиям. Обращенные в христианство, известные как конверсо, даже не были в безопасности, потому что власти подозревали их в тайной практике иудаизма. Ненависть, направленная на конверсо, была как религиозной, так и экономической, поскольку конверсо составляли значительную часть верхушки среднего класса. Инквизиция в конечном итоге переключила свое внимание на морисков, принявших христианство из ислама.
В 1609 году был издан указ, заставляющий всех морисков покинуть страну. Примерно 300 000 человек уехали. Те, кто остался, стали следующими целями инквизиции. Инквизиторы объявляли о наказаниях тех, кто был признан виновным в ереси, на публичных собраниях, называемых аутодафе, или актами веры. Сотни людей собрались, чтобы посмотреть на процессию грешников, мессу, проповедь и, наконец, объявление наказаний. Большинство обвиняемых получили такие наказания, как тюремное заключение, ссылка или ношение санбенито, одежды, которая отмечала их как грешников. Худшим наказанием было “расслабление личности” — эвфемизм для сжигания на костре. Это наказание было относительно необычным — оно предназначалось для нераскаявшихся и рецидивирующих еретиков. Более чем через 350 лет после того, как королева Изабелла основала инквизицию, ее тезка, королева Изабелла II, официально прекратила ее 15 июля 1834 года. Зависимость испанских королевств от католической церкви изолировала их, в то время как остальная Европа пережила эпоху Просвещения и приняла отделение церкви от государства.
Историки до сих пор спорят о количестве людей, убитых во время инквизиции. Некоторые предполагают, что более 30 000, но большинство оценивает от 1000 до 2000. Последствия инквизиции, однако, выходят далеко за рамки смертельных исходов. В некоторых местах, по оценкам, 1/3 заключенных подвергались пыткам. Сотни тысяч представителей религиозных меньшинств были вынуждены покинуть свои дома, а те, кто остался, столкнулись с дискриминацией и экономическими трудностями.
Небольшие инквизиции на испанских колониальных территориях в Северной и Южной Америке, особенно в Мексике, несли свои собственные издержки. Друзья выдавали друзей, соседи обвиняли соседей. Во времена инквизиции люди были обречены веками жить в страхе и паранойе.
Рассчитываю на то, что статья оказалась интересной и позволила вам знать что-то новое. Подписывайтесь на канал, ставьте большие пальцы вверх, а также продолжайте дискуссию в комментариях. До скорых встреч!