Найти тему
Захар Прудников

"Нищая" и "отсталая" Российская империя. 3 часть.

В этой части статьи, посвященной развитию России при Николае Втором, я бы хотел поведать о демографии и об уровне жизни в Николаевской России.

Рост численности населения.

При Николае Втором достигаются рекордные темпы роста населения, в период с 1884 по 1916 год население России растет на 58,8 млн человек, в 1913 году происходит рост в 5 млн человек, а в период с 1914 по 1916 год на 6,4 млн человек.
Революция же не принесла никаких достижений в этом вопросе, наоборот, в ходе революции и Гражданской войны так или иначе Россия потеряла 15 млн человек.

-2
-3
-4
-5

Снижение смертности

Если бы не было сниженя смертности, то о таких рекордных темпах роста населения не пришлось бы говорить,однако при Николае смертность постепенно снижается путем улучшения жизни крестьян, развития медицины и т.д. После революции и в жтой сфере происходит стремительный спад. Стоит ли говорить о том,что смертность из за Гражданской войны, развязанной большевиками, Красного террора, голода, вызванного политикой военного коммунизма, смертность будет неуклонно повышаться, а рост населения наоборот снижаться?

-6
-7

Школьное образование

В 1908 году в Российской Империи была запущена масштабная программа всеобщего бесплатного образования. Разворачивается масштабное строительство большого количества школ, в период с 1894 по 1914 год строится свыше 58 тысяч новых школ, что станет самым абсолютным рекордом.

-8
-9
-10

Кроме того в положительную сторону меняется и материальное положение преподавателей.

-11

Развивается и систмема подготовки будущих преподавателей, число учащихся в педагогических учебных заведениях растет.

-12

Плоды развития системы образования не заставили себя долго ждать, уровень грамотности населения рос. В 1893 году грамотность принятых на военную службу составляла 35,7%, в 1913 году - 67,8%. Согласно тенденции, в 1930-е годы грамотность призывников должна была составить около 100%. Среди общества в целом, скорее всего, меньше - в основном из-за взрослого населения, не охваченного до этого системой всеобщего обучения. Тем не менее движение к все­общей грамотности имеется. Между тем фактически в СССР к 1939 году грамотность составляла 89%. Говорить о прорывных достижениях советской власти нет оснований. Был лишь продолжен процесс, начатый при Николае 11.

Высшее образование

При Николае ll развивается и сфера высшего образования, примерно в 10 раз растет количество студентов в период с 1890 по 1913 год и в перспективе темпы роста могли быть следующие:

-13

В высших учебных заведениях начинают учиться все больше кресттян. Их количество растет с 5,4% до 13,3%, да, рост не такой большой, но тенденция была вполне положительная и она неустанно росла.

-14

Также развивается и система высшего технического образования. Формируется ряд крупных институтов: Томский технологический (1896), Петербург­ ский политехнический (1902) Донской политехнический (1907), Общая численность студентов растёт в 4 раза. Доля крестьян с 1906 по 1913 год повышается с 14,2% до 22,4%.

-15

Развиваются профильные ВУ3ы и других направлений - педагогические, медицинские, сельскохозяйственные, военные и т.д. Основные специальности выпускников государственных вузов в 1914 году кроме инженеров - врачи, юристы, педагоги.

Зарплаты и работа

При Николае ll улучшается и положение обычных рабочих. Растут их зарплаты и условия труда.

М. А. Давыдов писал о питании и условиях жизни рабочих в России так:

"На питание тратилось в среднем, по материалам бюджетных обследований, у низкооплачиваемых одиноких мужчин 46% заработка, у среднеоплачиваемых — 33, у семейных — 57 и 45% соответственно. Более половины питалось дома, это считалось дешевле и вкуснее. Преобладала пища хлебно-овощная (щи, каша, хлеб, картошка, капуста). В рацион входило мясо, жиры, рыба, сахар. Фрукты почти отсутствовали, молочные продукты покупались главным образом семейными, имею-щими детей.
Второе место занимали расходы на квартиру, отопление и освещение. Можно было снять по сравнительно дешевым ценам: «угол» (1 руб. в месяц в 1913 г. в Москве, в центре — дороже), комнату (от 3 руб. и выше; в центре с прислугой — 11 руб.), снять или купить квартиру (квартплата в среднем 20 коп. за 1 метр квадр.) или дом.
Приведенные цены и зарплаты показывают, что в среднем рабочие могли неплохо питаться и найти жилье, но в то же время малооплачиваемые жили в плохих условиях в казармах, на мелких предприятиях часто ночевали в рабочих помещениях, а их питание, по отзывам санитарных врачей, было недостаточным. Водку пили почти все рабочие, но среднее потребление (5 л чистого алкоголя в год на душу населения) было не выше, чем в других странах".

-16
-17
-18

Развитие городов

При Николае ll развиваются также и города, строются новые здания, в дома проводятся телеграфы, телефонная связь, электричество, растет население этих городов. Основываются и такие важные но города, как Романов на Мурмане (ныне Мурманск) и т.д.

-19
-20
-21
-22

Однако революция тоже уничтожает всю динамику развития русских городов. В том же Петрограде во время Гражданской войны население сократится примерно в три раза, а про деревни и мелкие города все и так ясно.

На этой ноте я бы хотел закончить свой рассказ об образовании и демографии в Российской Империи. В следующей части статьи мы поговорим о вооруженных силах.

Источники:

А. А. Борисюк. Рекорды Империи. Эпоха Николая ll / А.А. Борисюк. - М.: Вече, 2019. - 144 с. : ил. ISBN 978-5-4484-1458-9

М. А. Давыдов. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте-Столыпина. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 2016. – 1080 с

П. А. Сорокин. "Современное состояние России"