Решили заехать в деревню Рыбницы. В дом-музей русского скульптора Опекушина.
Обычно дом-музей открывают в здании где человек родился. Или жил какое-то время.
Александр Михайлович в этом доме никогда не жил. А родился тоже не в Рыбницах. В соседней деревне. Свечкино. Пешком минут за двадцать можно дойти.
Все окрестные деревни жили лепным отходничеством. Ходили мужики в столицы. Всякие лепные украшения лепить. Детей с собой брали. Отдавали хозяину артели на обучение.
Учились долго. Лет пять. Жалованье начинали получать только после окончания обучения. Когда уже лет 18−19 было.
И тут младшему брату скульптора- Константину- пришла в голову замечательная бизнес- идея. Самому надоело на отхожий промысел мотаться.
Мол, давайте этому лепному делу на месте обучать. Не будем пацанов от дома отрывать. Какой-никакой мужичок при хозяйстве. Пока отец в отъезде. А в город поедут уже ремеслом овладев. Сразу копейку в дом будут зарабатывать.
Для своего училища и купил тогда это здание. И даже добился, что его детищу в 1915 году присвоили имя знаменитого брата.
Жалко, что брат младший. Пришлось будущему академику по проторенной односельчанами дорожке идти. В 12 лет уехал в Петербург. Лепному делу обучаться.
На смышленого мальчишку обратили внимание. Артельщики деньги собрали. Пусть, мол, пацан живописи и ваянию учится. Талант свой развивает.
И парень стал самым знаменитым скульптором страны. Почище Церетели.
Все знают памятник Опекушина Пушкину. На одноименной площади. В Москве.
Но деньги и почести бывшему крепостному принесли изваяния особ императорской фамилии. С крестьянским упорством клепал этих особ в своей мастерской. Не было города в российской империи где не стоял какой-нибудь император работы академика. Одних только Александров II больше десятка наваял.
Самый известный в Кремле стоял. В Тайницком саду.
Не памятник. Целый мемориал.
Император- освободителя поставил в высокий колпак. С двуглавым орлом.
На Москва- реку выходила галерея с колоннами. И еще двумя теремками по краям.
«Бездарного строителя/Безумный выбран план:/Царя-Освободителя/Упрятать в кегельбан!».
Подобная архитектура в то время использовалась при сооружении увеселительных заведений.
При советах на это место вождя пролетариата посадили.
Все пошло прахом, когда эти советы к власти пришли. Все нажитое непосильным трудом погибло. Творения великого скульптора безжалостно сносили. В рамках ленинского плана монументального искусства.
Примерно также как семьдесят лет спустя сносили памятники самому Ленину. В том числе и этот. В Кремле.
Собственный дом на Каменноостровском проспекте, 52 и имущество скульптора- монархиста экспроприировали. Естественно.
Решил в 1919 году из голодного Питера на историческую родину вернуться. Так даже на билет на поезд денег наскрести не смог. Спасибо буревестник революции помог. Горький. Алексей Максимович.
Но и в родных местах никто старичка не ждал. Было академику архитектуры уже за 80.
"Живем мы так плохо, что сказать нельзя, голодаем, папа так истощал, что лежит в постели", - писала дочь скульптора Мария.
А дочерей при Александре Михайловиче было три. И все незамужние. Почти пять лет маялся с ними по чужим углам. Пока богу
- А что же брат младший в этом доме ему уголок не нашел?- резонно поинтересуется читатель.
Закрыли большевики лепное училище. Школу разместили. Общеобразовательную. А после войны- артель кожгалантереи.
В перестройку, в разгар поголовной реабилитации от большевиков пострадавших, дошла очередь и до Опекушина.
Мол, увековечим память о великом земляке. Решили в 1988 году в здании лепной школы Дом-музей A.M. Опекушина.
Ремонт затеяли. И всего через четверть века его закончили. В 2012 году открылся музей. Торжественно. Открыли двери трёхэтажный особняк, украшенного резным деревянным кружевом,
для почитателей таланта создателя памятника Пушкину.
Но отремонтировали дом как-то не так. Через несколько лет закрыли двери. Замок повесили. Новый ремонт потребовался.
Вот и получается. С одной стороны, вроде хранят память о скульпторе Опекушине на его родине. А с другой- вроде и не очень.