Идеологические работники советских времён, многочисленные лекторы обкомов и райкомов КПСС, преподаватели школ марксизма-ленинизма имели на вооружении безотказное оружие, которое позволяло ответить на любой «неудобный» вопрос, который всё же задавали иногда представители «несознательной» части населения: происки агентов ЦРУ и тлетворное влияние запада!
Почему в продаже нет масла, куда девается мясо, отчего в хранилищах гниёт картошка и пропадает капуста? Происки агентов ЦРУ! Ведь это они подкинули колорадского жука в картошку, сибирскую язву в коровник и спорынью в зерновые!
Почему молодёжь танцует «похабные» твист и шейк, носит джинсы и мини юбки? Тлетворное влияние запада! Это запад сбивает молодые неокрепшие умы, подсовывая вместо народных песен о трудной жизни крестьянина при крепостном праве «Когда я на почте служил ямщиком» и «Лучинушка», а также революционных песен «Тачанка» и «Наш паровоз, вперёд лети» развратные песни похабных групп «Битлас» и «Ролин стон»!
Точно так же после «перестройки» мгновенно перестроившиеся бывшие преподаватели научного атеизма и истории партии, научного коммунизма и марксистско-ленинской философии стали идеологами «нового мышления» и так же дружно отвечали на все вопросы трудящихся, заинтересовавшихся проблемами прошлого и недавней истории: во всём виноваты большевики!
Массовый голод 1921–1922 годов, больше известный как «голод в Поволжье», охватывал огромную территорию и затронул примерно 28 миллионов человек в 40 губерниях страны. Современные историки сравнивают его с временами Великого мора при Борисе Годунове, который стал во многом причиной пресечения династии Рюриковичей и началом Смуты. Этот голод считают крупнейшей катастрофой в европейской истории после Средневековья.
Причины голода 20-х годов – сочетание многих факторов: рискованное земледелие, всегда бывшее в России причиной регулярных неурожаев, засуха, разорение крестьян Первой мировой и Гражданской войной, а на всё это наложились непродуманные действия большевиков.
У Виктора Викторовича Кондрашина, российского историка и политического деятеля, доктора исторических наук, профессора, члена Совета Федерации РФ в 2015—2017 гг., есть собственная точка зрения. (см. Кондрашин В.В. Крестьянское движение в Поволжье в 1918—1922 гг. — М.., 2001)
О количестве погибших точных данных нет, известна цифра в пять миллионов человек, но часть людей вообще не регистрировалась, многие стихийно мигрировали, некоторых вывозили, и они умирали в дороге, не было фиксации умерших и на отдаленных территориях. Умирали от болезней, которые разрастались до эпидемий. Фиксировались и случаи людоедства, в некоторых областях они стали приобретать массовый характер.
Так это голод как стихийное бедствие или голодомор, то есть искусственно созданная ситуация?
В.В. Кондрашин считает, что «второй термин – «голодомор» – приобрел свое содержание в связи с более поздними событиями на Украине. После этого понятие стало трактоваться как намеренное уничтожение населения властью путем голода». В традиции голодных лет голодомором называли еще очень сильный голод, когда был массовый мор, массовая смертность населения.
В 1921–22 годах, конечно, был голодный мор, поскольку жертвы были ужасными. Это было что-то, напоминающее начало XVII века, голод Великой смуты: по количеству попавших в эпицентр голода, по числу погибших. Это была страшная трагедия, ужасы голода, которых Россия не знала с XVII века.
Голод сильно затронул города, но там были единичные случаи – в городе все работавшие имели пайки. Было, скорее, очень тяжёлое недоедание: писатель А. Грин вспоминал, как несколько недель подряд он и его знакомые ели похлёбку, сваренную из ржавой селёдки и необмолоченного овса – варили часами, чтобы разварить зёрна до съедобности.
Голодало население и Петроградской, и Московской, и Пензенской, и других губерний. Голод затронул порядка 70 миллионов населения. Это была огромная гуманитарная катастрофа.
В.В. Кондрашин: «Тут комплекс причин. Конечно, очень сильным катализатором выступила засуха. Это была одна из самых сильных засух в истории России. Но, с другой стороны, такая же примерно засуха 1891 года не привела к таким последствиям».
Наиболее подвержены засухам у нас были как раз районы Заволжья, юг России. Уже в 1920 году была засуха, но не такая сильная, а это пик продразверстки, начало антоновщины, восстания. Причем восстание началось в тех уездах, где была самая сильная засуха и где продотряды выгребали все, что было. В этом смысле голод 1921–22 годов был во многом спровоцирован последствиями прежде всего продовольственной политики большевиков и Гражданской войной в целом, так как не осталось запасов, которые обычно были у крестьян.
Кондрашин: «Эпицентры голода 1921–22 годов находились в тех губерниях, которые были под советской властью и в годы Гражданской войны являлись основным источником продовольствия для Красной армии, ведь юг России, Украина, Сибирь – они все были отрезаны. Именно эти районы почти три года подвергались выкачке. И мужчин в армию забрали, и скотину, и лошадей, и посевы сократились, а тут еще засуха».
Основная масса мужчин была в армии или мобилизована. В деревне остались подростки, женщины, самые слабые. Вообще, надо иметь в виду: крестьяне никогда не будут ждать, когда наступит голод, они будут искать выход, бежать, идти на заработки. Но тогда возможности были очень ограниченны. Была пропаганда со стороны власти, что «не бросим, окажем помощь семенами».
Кстати, интересная деталь: пик крестьянского повстанческого движения в Поволжье был как раз весной 1921 года и дальше летом, когда уже наступал голод. Он начал угасать из-за того, что в деревню стало поступать семенное зерно. Крестьяне поняли, что власть дает им какое-то зерно. Кстати, это факт, что за счет внутренних ресурсов было собрано где-то 30, почти 40 миллионов пудов зерна, которое посеяли в 1922 году.
Самый страшный голод был в начале 1922 года, когда кончились все запасы в деревне. Здесь очень сильно сработал международный фактор. Это и спасло слабых, поскольку сильные еще могли как-то выживать. В Россию поступило 35 миллионов пудов зерна, которым кормили до 10 миллионов человек в месяц. Основная помощь была, конечно, от АRА. Она работала в 17 губерниях, там 300 было американцев и 10 тысяч русских сотрудников, которые прежде всего кормили детей, слабых. Это было очень важно.
Это вообще светлая страница американско-российских отношений. Американцы были очень благодарны России за поддержку, оказанную в период борьбы за независимость. Когда возникла трагедия 1891–92 годов, простые американцы откликнулись. Кстати, так же произошло и в 1921–22 годах, потому что основная помощь шла от простых людей. Это была очень благородная операция. А в 1891–92 годах корабли с американских зерном пришли в наши порты, и это зерно было использовано для помощи голодающим.
Сталин очень уважал США. Явного антиамериканизма не было. У нас больше клеймили Антанту, прежде всего Англию, Францию.
Летом 1921 года советское правительство обратилось с нотой к Лиге Наций, чтобы снять блокаду и закупить зерно и хлеб для голодающих. В это же время начала работать общественность, Всероссийский комитет помощи голодающим. Лига Наций, которую тогда возглавляли Англия, Франция, Италия, создала знаменитую комиссию во главе с норвежским исследователем Нансеном, и она стала работать.
В то время, в отличие от голода 1932–33 годов, советское правительство не скрывало факт гуманитарной катастрофы, оно обратилось за помощью, и эта помощь была предоставлена в очень больших размерах, и она позволила выйти из кризиса. За счет внутренних ресурсов были собраны средства для того, чтобы засеять поля и накормить работающих. А 35 миллионов пошло на то, чтобы кормить детей. Даже ученые высчитали: это значит, что 3,5 миллиона советских граждан были спасены зарубежной помощью. Благодаря этому сумели достаточно быстро выйти из голодного кризиса.
Свою роль сыграли иностранные гуманитарные миссии. Отчеты тех лет говорят, что ARA на некоторых территориях кормила около 75% населения: это больше, чем все остальные организации, включая созданный по разрешению Ленина Помгол (комитет по оказанию помощи голодающим), куда вошли не только известнейшие учёные Ферсман, Карпинский, Марр, но и писатели Горький, Зайцев, Осоргин, а также даже бывшие члены Временного правительства. Этой комиссии люди стали добровольно перечислять деньги – большевикам не верили, им поверили, но главный смысл создания Помгола был не в этом. Ленин прекрасно понимал, какую реакцию вызовет за рубежом сотрудничество с властями таких общественных деятелей как Е. Кускова и С. Прокопович. И действительно, в Европе заговорили о переменах в Советской России.
Вскоре начала деятельность по спасению голодающих: Герберт Гувер, министр торговли США, непримиримый враг большевизма и руководитель Американской администрации помощи (АРА), телеграфировал Горькому, что призыв к американскому народу услышан и что помощь будет оказана.
В Европе с первой мировой войны остались американские запасы продовольствия, которые тоже были направлены в Россию, но огромные средства собирали простые американцы.
Газета «Беднота» сообщала:
4.9. 21. В Петроград прибыл из Гамбурга первый пароход американского Красного Креста «Феникс» с продовольствием для русских голодающих детей. Доставлено 10.045 пудов сгущенного молока, 10 тыс. пудов муки, 4.058 пудов сахара, 4.188 пудов фасоли, 4.626 пудов кукурузы, 2.900 пудов сала, 2.190 пудов риса и 1000 пудов какао.
14.9. В 29 пунктах Петрограда Американская Организация Помощи начала врачебный осмотр детей возраста от 3 до 13 лет для приёма на усиленный паёк.
20.9. Ежедневно в Ревель прибывают 10–11 пароходов с рожью для России.
27.9. Главная цель американцев – спешно открыть столовые и кухни для питания детей.Американцы уже выехали для устройства столовых в наиболее голодные районы. Для доставления продуктов и всего необходимого со складов в деревни американцы уже получили из Америки автомобили.
Для оказания медицинской помощи у АРА имеется запас медикаментов на 3 миллиона долларов.
Именно эта помощь спасла голодающие губернии, что отметили Каменев, Чичерин, Семашко и Красин на прощальном банкете, устроенном Совнаркомом, поблагодарили американский народ и всех, кто приехал в Россию спасать умиравших от голода людей. 20 июля закрылась московская штаб-квартира АРА.
А дальше большевики оказались верны себе: началась массовая кампания по дискредитации сотрудников АРА Было объявлено, что все американцы – это офицеры армии, приехавшие шпионить под видом помощи, а все, кто с ними сотрудничал, завербованы. Уже весной 1924 г. в Киеве арестовали группу людей, якобы получавших продовольственные посылки АРА в награду за шпионаж, и аресты продолжились.
Так в чём причины голода?
Здесь историки к единому мнению не пришли, возможно 2 варианта ответов на этот вопрос.
В советских научных публикациях главными виновниками голода объявлялись белогвардейцы и интервенты, а также «внутренняя контрреволюция». Именно они, как считалось, в своё время разорили те регионы, где он был особенно сильным. При этом авторы игнорировали факт, что Казань, Симбирск и Самара стали «красными» уже осенью 1918 года, а Саратов был им всю Гражданскую войну. В постсоветской историографии наметился перекос в другую сторону. Теперь во всём были виноваты большевики, которые с целью удержать власть устроили рукотворный голод.
1 вариант.
Несомненно, в основе голода лежал целый комплекс факторов. Можно выделить основные: Первая мировая война и война гражданская, которые подорвали деревню, кризис транспорта, снабжения и производства, вызванные войной, засуха, при которой осадков выпало в 100 раз меньше нормы.
Важно было и то, что необходимость кормить армию и городской пролетариат приводила к тому, что у крестьян изымались практически всё, что было в наличии, включая и без того скудные резервы.
Действовала непродуманная аграрная политика большевиков: Ленин искренне считал возможным перейти от товарно-денежных отношений к только товарным, отсюда введение репрессивных методов проведения продразвёрстки и фактический разгром высокопроизводительных хозяйств.
Всё это, а также неурожайный для Поволжья и центральной России 1920 год сделал неизбежным продовольственный кризис, а вслед за ним – и массовый голод.
Скажем так, это вывод щадящий. Есть другой.
2 вариант.
Ленин отчетливо осознавал, насколько важным рычагом власти был хлеб. Об этом говорят его слова в статье «Удержат ли большевики государственную власть?»
Вождь пролетариата писал: «Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках пролетарского государства, в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля. Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины». Статья была написана Лениным еще в 1917 году, то есть за четыре года до голода в Поволжье, который теперь можно было предсказать, потому что нужно было сломить сопротивление крестьянства.
Как отбиралось зерно, говорят цифры. В 1918-1919 гг. в Поволжье было заготовлено 1 767 780 тонн хлеба. Через год – 3 480 200 тонн, то есть почти в два раза больше. А с 1920-го по 1921-й – в год засухи – 6 011 730 тон. Эта мера позволила обеспечить хлебом армию и рабочих и одновременно усмирила крестьянскую воинственность. Голодный не забунтует.
Церковь во все времена была сильнейшим соперником в борьбе за власть. Ленин отправил Молотову письмо для членов Политбюро, в котором говорилось: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (Известия ЦК КПСС. – 1990. № 4). Ценностей было собрано на 4,5 миллиона золотых рублей, но Поволжью досталось лишь четверть этой суммы, зато церковь была обезглавлена, а мужик усмирён голодом.
Голод стал оружием большевиков в борьбе за власть в стране.