Найти в Дзене

Электромобили Tesla: слабые места в их конструкции и системе послепродажного обслуживания

Компанию Tesla (а также ее главу Илона Маска и выпускаемые ею электромобили) принято либо безоглядно превозносить до небес, либо столь же огульно «хейтить». Тем ценнее любая непредвзятая аналитика или взгляд изнутри на то, что собой представляют машины популярной во всем мире марки и как ведет бизнес «визионер» Маск. Под занавес 2023 года агентство Reuters опубликовало большое расследование о том, как сотрудники Tesla Inc, зная о слабых местах в конструкции электромобилей бренда, много лет отказывали их владельцам в каких-либо компенсациях за поломки и обвиняли их самих в неправильной эксплуатации машин. Журнал «Движок» выделил ключевые факты в расследовании Reuters и выяснил у экспертов, действительно ли в конструкции электромобилей Tesla есть общеизвестные слабые места.

«Клиент всегда неправ!»

Как выяснило в ходе масштабного расследования агентство Reuters, с поломками различных систем на новых электромобилях Tesla сталкивались как минимум за последние семь лет десятки тысяч их владельцев.

Среди самых распространенных неисправностей в агентстве называют различные поломки подвески (зачастую прямо на ходу), а также отказ электроусилителя руля.

Наиболее проблемными узлами в разные годы были верхние и нижние рычаги передней подвески и система их крепления, а также рулевая рейка.

Tesla Model Y

Инженеры и руководители компании, как следует из документов, оказавшихся в распоряжении Reuters, знали о дефектах в целом ряде узлов, однако в ответ на обращения клиентов отказывали им в компенсациях и обвиняли их самих в неправильной эксплуатации машин. Схожей позиции компания придерживалась и в своих ответах на запросы со стороны регулирующих органов (например, NHTSA).

В качестве примера агентство рассказывает историю жителя Великобритании, который приобрел в марте 2023 года новую Tesla Model Y. Подвеска его машины сломалась во время движения при пробеге всего 115 миль (чуть больше 185 км). Ремонт, включавший замену рычагов подвески и деталей системы рулевого управления, а также другие работы, занял около 40 часов и обошелся британцу более чем в 14 тыс. долларов. Представители Tesla отказали клиенту в какой-либо компенсации, заявив, что поломка произошла вследствие «предыдущего повреждения подвески».

-2

Поломка подвески на машине одного из британских владельцев Tesla Model Y

Похожие истории, как отмечают в Reuters, происходили по всему миру. Только с 2016 по 2022 год количество подобных инцидентов исчислялось десятками тысяч. Агентство изучило тысячи документов, касающихся таких случаев, включая отчеты сервисных станций и аналитические обзоры инженеров компании.

Первоначально ни компания Tesla, ни ее глава Илон Маск не ответили на запросы Reuters о комментариях. Однако прокомментировать расследование агентства компании Маска все же пришлось — после того как информация дошла до американских законодателей. Двое сенаторов направили главе Tesla Inc письмо с призывом оперативно отозвать машины с проблемными деталями подвески и системы рулевого управления и исправить «очевидно ложные и вводящие в заблуждение заявления».

В компании все обвинения отвергли, заявив, что проведенное Reuters расследование «пронизано неполной и явно неверной информацией» и что принятая в Tesla Inc система удержания клиентов является «одной из лучших в отрасли», а сама компания «честна и прозрачна с регуляторами в сфере безопасности по всему миру».

Конструкция Tesla Model 3 и Model Y: подвеска — слабое звено

Между тем о ряде проблем с подвеской на некоторых электромобилях Tesla хорошо известно независимым производителям запчастей для рынка послепродажного обслуживания автомобилей. Так, в 2022 году компания Meyle AG представила на выставке Automechanika Frankfurt усовершенствованную версию переднего рычага подвески для электромобилей Tesla Model 3 и Model Y.

-3

Tesla Model 3

Как отмечали тогда в компании, проблема посторонних шумов при работе подвески этих машин стала активно обсуждаться в глобальном сообществе владельцев электрокаров Tesla в 2021 году. Чаще всего водители жаловались на скрипы и стук со стороны верхнего переднего рычага подвески; некоторые владельцы указанных электромобилей отмечали раздражающие звуки при проезде неровностей и снижение точности управления.

Как выяснили специалисты Meyle AG, проблема была в недостаточной защищенности проблемной детали от воздействия влаги. Конструкция оригинального рычага такова, что вода легко проникает в места соединений, что в сочетании с расположением детали рядом со специальными дренажными каналами, по которым вода отводится от лобового стекла, приводит к постоянному воздействию влаги на соединения и, соответственно, возникновению коррозии.

-4

Передние рычаги подвески для Tesla Model 3 / Model Y: оригинальная деталь (слева) и усовершенствованный рычаг Meyle-HD

В качестве решения проблемы в Meyle AG разработали усовершенствованный рычаг для послепродажного обслуживания Tesla Model 3 и Model Y. Деталь марки Meyle-HD изготовлена из кованого алюминия — за счет этого она меньше весит и имеет повышенный запас прочности. В шаровом соединении нет открытых мест и каких-либо «канавок» или других неровностей — а значит, там не скапливается вода. Диаметр шара был увеличен, с тем чтобы рычаг выдерживал бóльшие нагрузки при езде. Изменена также конструкция втулок. Указанные нововведения позволили «значительно увеличить срок службы детали», заявил тогда производитель, не назвав, впрочем, конкретных цифр.

Ранее, в 2020 году, компания Sidem объявила о начале производства деталей подвески и системы рулевого управления для электромобилей Tesla Model S и выводе их на вторичный рынок автозапчастей. Кроме того, компания анонсировала выпуск деталей той же категории для Tesla Model 3.

Потенциальные «болевые точки» в подвеске Tesla: комментарий бренда Febest

Об особенностях конструкции подвески на электромобилях Tesla и нюансах ее обслуживания «Движку» рассказал директор департамента маркетинга бренда Febest Павел Пикин. Дилерской истории у машин марки, по словам эксперта, в России нет: в основном эти электромобили завозятся либо физлицами, либо разного рода автоброкерами. Из-за этого информацию о необходимых позициях для ремонта электрокаров Tesla приходится собирать буквально по крупицам — от мастерских или непосредственно от владельцев, нуждающихся в тех или иных запчастях.

Подвеска на «Теслах», по словам П. Пикина, в целом довольно крепкая. Однако сами эти электромобили — тяжелые и при этом динамичные, и манера езды у их владельцев, как правило, соответствующая. На профильных форумах можно прочитать, что кто-то ездит на «Тесле» по 300 тыс. км и не знает особых проблем, а кто-то регулярно обращается на сервис для замены деталей подвески.

-5

Задняя верхняя поперечная тяга для Tesla Model 3 2017 модельного года, выпускаемая Febest

Самым сложным моментом в работе с подвеской на электромобилях Tesla эксперты Febest называют ремонт рычагов. Оригинальные детали изготавливаются в основном из алюминиевого сплава, который довольно капризен в ремонте. Поэтому с перепрессовкой сайлентблоков, которых на рынке пока не так много, нужно быть осторожными. Многие СТО стараются избегать локального ремонта рычагов и рекомендуют попросту заменять такие детали. Если рычаг стальной, то можно производить частичный ремонт — перепрессовку сайлентблоков (в российских реалиях такой ремонт делается многократно, невзирая на рекомендации производителей автокомпонентов).

Еще одна проблема заложена в конструкции шаровой опоры. В алюминиевых рычагах шаровая несъемная, и рассчитана она на весь срок службы рычага, а он зависит от стиля вождения, погодных условий, от того, как и чем обрабатывают дорожное покрытие зимой. Согласно регламенту автопроизводителя, рычаг подлежит полной замене. У Febest уже есть технология замены аналогичной шаровой, также запрессованной в алюминиевый рычаг на весь срок эксплуатации, отработанная при ремонте других автомобилей. Сейчас компания проводит испытания по замене шаровой опоры в рычагах Tesla, и, если они пройдут успешно, Febest анонсирует собственное ремонтное решение.

В целом, по словам Павла Пикина, подвеска электромобилей Tesla механиков не удивит: она не сложнее, чем у автомобилей Volkswagen Group, BMW или Mercedes. Проблем в диагностике и ремонте возникнуть не должно, детали имеются в наличии, как и все возможности доставлять их в короткий срок.

-6

Tesla Model S

Есть, правда, один нюанс в конструкции подвески Model S: при замене передних рычагов приходится снимать батарею, поскольку развальный болт установлен так, что физически упирается в корпус батареи при выкручивании. Это сделано из соображений безопасности — чтобы болт не выкрутился и не вылетел. В мастерских, естественно, при замене рычагов батарею не снимают, иначе ремонт подвески обходился бы владельцам машин слишком дорого. Развальный болт выкручивают, насколько возможно, и спиливают, а новый устанавливают в обратном направлении.

Что касается жалоб на систему рулевого управления в электромобилях Tesla, то, как отмечают в Febest, в основном проблемы возникают из-за сбоев в программной оболочке. Решается все обновлением ПО. Конструктивных дефектов в рулевом нет — необходимо только выполнять регламентные работы.

Каков итог?

Судя по сообщениям и комментариям представителей независимых производителей автозапчастей, в целом подвеску электромобилей Tesla следует признать надежной, хотя определенные нюансы в ее конструкции и ремонте есть. Что же до фактов, выявленных Reuters, то по крайней мере часть случаев поломок, описанных агентством, наводит на мысли, скорее, о некачественной сборке, нежели о конструктивных дефектах. Хотя склонность руководства Tesla Inc не разбираться в проблемах в каждом конкретном случае, а перекладывать ответственность на клиентов, компанию, мягко говоря, не красит.

-7

Ну а утверждение, что Tesla «честна и прозрачна» во взаимоотношениях с регуляторами, компании еще предстоит подтвердить или опровергнуть на практике. Норвежское Управление дорог общего пользования (NPRA) не так давно провело расследование в отношении компании Tesla по поводу частых поломок нижних рычагов задней подвески на электромобилях Model S и Model X. По итогам проверок регулятор не выявил причин для объявления отзыва указанных моделей с рынка. Однако жалобы автовладельцев были отнюдь не единичными, так что стоит ожидать подобных расследований и в других странах. В общем, продолжаем следить за развитием событий.

Фото: компании-производители, агентство Reuters