Правильно подобрать образование трудно, особенно если душа требует творчества, а общество — благонадежной службы. Ко Дню студента вспомним гениев русского искусства, которые получили образование, далекое от того, что их в итоге прославило.
Офицер Павел Федотов боялся выходить в отставку
Отец Павла Федотова, автора знаменитых картин «Сватовство майора» и «Свежий кавалер», был отставным офицером, служившим еще при Екатерине II. Выросшего сына он, конечно, отправил в кадетский корпус. Павел учился примерно. В свободное время даже успевал рисовать карикатуры на одногруппников и учителей. За отличную учебу Федотова быстро повышали в звании, а после окончания курса отправили прапорщиком в лейб-гвардию Финляндского полка. Павлу повезло — полк располагался в Санкт-Петербурге. Здесь он ходил на светские вечера, танцевал на балах, а иногда посещал уроки рисования в Академии художеств.
Уроков было недостаточно, нужна была практика. Поэтому Федотов постоянно рисовал портреты сослуживцев и воспроизводил по памяти хорошо знакомый ему образ великого князя Михаила Романова — младшего брата Николая I. Еще не законченную картину «Освящение знамен в Зимнем дворце» он даже осмелился показать великому князю, а тот — императору. Николай был впечатлен и дал рисующему офицеру «право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц». Федотов сомневался: «Как на военную пенсию содержать семью?» Но артистическое самолюбие взяло верх — он ушел в отставку.
Врач Антон Чехов называл себя предателем медицины
Антон Чехов закончил медицинский факультет Московского университета. После выпуска он стал вольнопрактикующим лекарем «широчайшей специализации» (от хирурга до психиатра). В 1884 году он начал принимать дома, прикрепив на дверь табличку «Доктор А. П. Чехов». Уже тогда его первые рассказы и фельетоны успешно печатались в юмористических журналах. Чехову пришлось выбирать свое призвание. В 1887 году он снял вывеску врача, хотя прием знакомых и близких продолжал всю жизнь.
Чехов посвятил себя литературному делу, но никогда не прощался с медицинской практикой: он иногда принимал пациентов, помогал уездным врачам в борьбе с холерой, мечтал преподавать в университете. В письмах друзьям Чехов постоянно поднимал тему предательства медицины. Он писал: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Хотя писатель считал, что литературное и врачебное дело постоянно конфликтуют в его личности, без тяги Чехова к медицине в его литературе не родились бы самоироничные образы врачей — гуманистов и интеллигентов.
Юрист Василий Кандинский бросил диссертацию из-за картины Моне
Отец абстракционизма — Василий Кандинский — закончил юридический факультет Московского университета с дипломом первой степени. За прилежное обучение ему дали возможность остаться на кафедре для «подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации». Впереди маячила блестящая карьера молодого ученого. Но в 30-летнем возрасте Кандинский сделал неожиданный выбор: отказался от места профессора в Дерптском университете и уехал в Мюнхен учиться живописи.
Радикальный поворот в жизни Кандинского вызвала картина «Стог сена» Клода Моне на выставке французских импрессионистов. В 1913 году Кандинский вспоминал: «Что мне стало [тогда] совершенно ясно — это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры. Живопись открывала сказочные силы и прелесть. Но глубоко под сознанием был одновременно дискредитирован предмет как необходимый элемент картин». Тогда наука отдала судьбу Василия Кандинского в руки искусства.
Агроном Михаил Пришвин изучал картофель
У Михаила Пришвина, которого за виртуозные описания природы называют художником-пейзажистом русской литературы, было множество шансов разминуться с писательством. Например, он мог унаследовать от отца конный завод и приумножать состояние купеческой семьи, да только отец проиграл все в карты.
Вместо животных Пришвин занялся растениями — и поступил на химико-агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума. Оттуда его отчислили за участие в марксистском кружке. Пришвин не сдался и поступил в Лейпцигский университет, откуда вернулся с дипломом инженера-землеустроителя. Несколько лет он работал по специальности — агрономом на опытной станции, помощником ученого, который составлял лесную энциклопедию, автором научных статей и книг. Монография Пришвина «Картофель в огородной и полевой культуре» насчитывала 300 страниц.
Пришвину было 33 года, когда она написал первый художественный текст — рассказ «Сашок». Вскоре он оставил профессию агронома и занялся творчеством.
Сам писатель считал, что художественный дар «проклюнулся» в нем из-за несчастной любви. Во время учебы в Лейпцигском университете у Пришвина случился роман со студенткой Сорбонны Варварой Измалковой: он продлился всего три недели, но забыть эту женщину Пришвин не мог долгие годы и сам удивлялся, как после разрыва не сошел с ума. В одну из ночей, когда мысли о Варваре не давали покоя, Пришвин набросал сюжет романа — и почувствовал, что ему стало легче. Так он стал регулярно вести дневник, а после переключился на художественную прозу.
Инженер Фёдор Достоевский ненавидел инженерию
По наставлению отца Фёдор Достоевский поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище. Учиться он там не хотел. Позже в «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как вместе с братом (который в училище так не поступил) «мечтал только о поэзии и о поэтах». Отец полагал, что писательские грезы денег не принесут, поэтому искал для детей образование, обещающее будущее материальное благополучие. Инженерная служба подходила.
Учиться было тягостно, никакого интереса к обучению Достоевский не проявлял. Зато любую свободную минуту он уделял книгам: читал все от Гомера до Гоголя, пробовал писать сам, вместе с товарищами открыл в училище литературный кружок. Достоевский стал дипломированным инженером и был зачислен в Санкт-Петербургскую инженерную команду «для употребления при Чертежной Инженерного департамента». Там стало окончательно ясно — свое признание Достоевский здесь не найдет. Тем более, что последняя мотивация к инженерной профессии исчезла: отец писателя скоропостижно скончался при невыясненных обстоятельствах во время конфликта с крепостными крестьянами.
Химик Александр Бородин помог открыть курорт
Александр Бородин с детства интересовался химией. Но его профессиональному образованию препятствовало происхождение: он был незаконнорожденным сыном грузинского князя и мещанки. Даже гимназию закончить ему удалось только благодаря хитрости матери, которая записала его в купеческую гильдию. В 20-летнем возрасте «купец» начал всерьез заниматься химией под руководством Николая Зинина. Преподаватель был категорически против увлечения студента музыкой и публично заявил: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами; на вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы думаете о музыке и двух зайцах».
Надежды Зинин возлагал не зря. Спустя восемь лет Бородин защитил диссертацию, начал преподавать у студентов, занимался исследованиями — в результате его изучения минеральных вод в Солигаличе там открыли курорт, существующий поныне. Занятия химией ученый не оставлял даже в поездках по Европе, а вернувшись в Санкт-Петербург, быстро нашел себе профессорское место в Медико-хирургической академии. Но в историю Александр Бородин вошел как автор оперы «Князь Игорь», а не в роли создателя фтористого бензоила. Больше о музыкальном творчестве композитора читайте в нашем материале.
В русской культуре еще много творцов, покинувших первую профессию ради искусства: отличник-юрист Михаил Врубель, посещавший вечерние курсы рисования для любителей, или дипломированный врач Михаил Булгаков. Были даже те, кто получал «правильное» образование только для родителей. Один из таких — Николай Рерих. Он учился на юридическом факультете Петербургского университета для отца (и закончил его, написав диплом на тему «Правовое положение художников Древней Руси»), а для себя посещал Высшее художественное училище при Академии художеств.
Познакомиться лично с творчеством Рериха-художника можно в Третьяковской галерее на выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения мастера. Генеральный спонсор выставочного проекта — банк ВТБ. А о том, как разные увлечения Рериха — история, археология, философия, религия — отражались в его искусстве, можно узнать из записи совместной лекции ВТБ и Level One «Рерих: театральные эскизы, иконы и мозаики».