Предыдущая часть:
Таким образом, дятловцы (вместе с блиновцами) прибыли в Вижай 25 января около 14-00. После этого, как известно, блиновцы договорились с товарищем Хакимовым, чтобы их подвезли на 105-й участок - там в Ивделаге был один из многочисленных "лагпунктов". Приведу еще раз этот отрывок из дневника Блинова:
"В 2 часа приехали в Вижай. Это было 25 января в воскресенье. В этот день в Вижае было комсомольское собрание со всех лаг пунктов. Когда мы приехали оно как раз подходило к концу. После собрания комсомольцев развозили по лагпунктам. Одна из машин шла на 105 участок, как раз нам по пути. Мы на прощание с Дятловцами на память сфотографировались, спешным порядком погрузились на машину и уехали на 105 участок. Оттуда завтра мы начинаем свой маршрут".
На одном из фото, сделанном дятловцами (Юрой Кривонищенко, скорее всего), кстати сказать, запечатлен и тот самый товарищ Хакимов (см. Фото 1-2 ниже): когда этих вертухаев-комсомольцев рассаживали по грузовикам и отправляли на их лагпункты после комсомольского собрания, товарищ Хакимов, как начальник Вижайского отделения Ивдельлага, конечно, контролировал этот процесс - кого на какие грузовики посадить и куда отправить. И он решил сфотографироваться с дятловцами и блиновцами - он сидит слева, а справа еще какой-то вертухай в погонах (видимо, заместитель Хакимова).
Товарищ Иванов снова мухлюет
При прощании с блиновцами дятловцы (Юра Кривонищенко) сделали несколько кадров (см. Фото 3-6). И когда товарищ Иванов, во время фальсификации фотопленок, отпечатывал эти кадры на своих фотопленках, он снова немного сжульничал.
Нет, на этот раз он не занимался фотомонтажем (я никаких признаков фотомонтажа на этих кадров не вижу), дело в другом. Если внимательно посмотреть на Фото 4 и Фото 6 выше, то будет видно, что эти два кадра были сделаны в точности с одного и того же места, в точности с тем же ракурсом (см. Фото 7 ниже). То есть очевидно, что эти два кадра были сделаны последовательно, через небольшой промежуток времени. Сделаны одним и тем же человеком (скорее всего, Юрой Кривонищенко), на один и тот же фотоаппарат, на одну и ту же фотопленку.
Однако когда Иванов отпечатывал свои фотопленки, он эти два кадра отпечатал на двух разных своих фотопленках (Фотопленке 5 и 6).
Иванов, при фальсификации им фотопленок дятловцев, прибегал к такому приему и в других местах. Так, ранее мы установили, что Иванов четыре кадра с Хой-Эквой, также сделанные Юрой Кривонищенко последовательно, через короткие промежутки времени - одним и тем же фотоаппаратом и на одну и ту же фотопленку - также отпечатал на четырех разных своих фотопленках (см. ссылку ниже). Вот и здесь он поступил таким же образом.
Почему дятловцы не уехали на машине 25 января?
А что же дятловцы? Они-то почему не уехали на машине 25 января? Машины попутной не было?
Нет, конечно, дело не в этом. У Ивдельлага были лагпункты и на северном направлении - в направлении 41-го квартала, Ушмы и 2-го Северного. И наверняка с этих лагпунктов тоже привозили вертухаев-комсомольцев на это комсомольское собрание в Вижае. А потом отвозили обратно.
Просто дятловцы никуда ни на какой машине ехать не собирались. Если они прибыли в Вижай только около 14-00 (а раньше они приехать из Ивделя в Вижай не могли), то выходить на маршрут было уже поздно - в этом регионе в это время темнеть начинает уже после 16-00. К тому же они до этого шесть часов тряслись в автобусе. Поэтому они с самого начала так и планировали: прибыв в Вижай 25 января, провести там ночь, а на следующий день, 26 января, выйти на маршрут. На лыжах. С рюкзаками.
И если посмотреть на Фото 3-6 выше, то на них видны все дятловцы, кроме троих - Кривонищенко (он снимает), Тибо и Золотарева. А куда Тибо с Золотаревым подевались? Тут блиновцы уже договорились и садятся на машину. Вдруг и Игорь Дятлов договорился бы? Все дятловцы снимаются на групповом фото, а Золотарева и Тибо нет! Куда они пропали?
Видимо, сразу после прибытия дятловцев в Вижай, Тибо с Золотаревым пошли "на разведку" - искать место и договариваться о ночевке. Вот поэтому их и нет на этих фото. Потому что дятловцы никуда в этот день, ни на какой машине, ехать не собирались.
Плановый маршрут дятловцев
И все это хорошо видно из того же плана маршрута дятловцев (см. Фото 8 ниже). 25 января они планировали прибыть в Вижай, и только на следующий день, 26 января, выйти на маршрут. И двигаться до 2-го Северного два дня - 26 и 27 января.
И все это подтвердил и товарищ Масленников во время допроса 10 марта (см. ссылку ниже):
"Следующая встреча моя с участниками похода состоялась 8.01.59 г. В клубе же ко мне подошли все участники группы и показали мне проект похода. В проекте был представлен маршрут, дано краткое описание похода, расписание общественного и личного снаряжения, охарактеризован состав группы, указана финансовая сторона похода.
Я сделал три замечания:...3) изменить контрольные сроки похода в сторону увеличения...На контрольные даты участники похода не сделали прибавки на непредвиденные обстоятельства. Существует такой порядок, что поход находится на контроле в 2-х организациях – в организации, которая их финансирует и направляет – спортивный клуб и организация, контролирующая – это городской комитет по делам физкультуры и спорта.
Участники похода, по их проекту, должны были сообщить телеграммой в ГК физкультуры и спортклуб института 26.01.59 г. из пос. Вижай о начале похода, а 9.02.59 г. в эти же адреса телеграммой – об окончании похода. Согласно графику запасного времени не оставалось и по моему предложению контрольные сроки были изменены: первый срок указывался 28.01 и второй срок – 12.02.59 г. Эти сроки и занесены в протокол маршрутной комиссии".
Все правильно. По плану, дятловцы должны были выйти на маршрут из Вижая 26 января, и в этот же день сообщить об этом по почте. Выйти на лыжах, с рюкзаками. Но товарищ Масленников, как опытный походник, понимал, что на пути дятловцев от Свердловска до выхода на маршрут из Вижая могут произойти задержки. И поэтому он увеличил эти "контрольные сроки" на два дня - так что дятловцы должны были прислать телеграмму из Вижая с 26 по 28 января (см. Фото 9 ниже).
Протяженность маршрута в походе 3-й категории сложности
И в продолжение (или в завершение) этого спора, который произошел в комментариях к предыдущим статьям - о том, планировали ли дятловцы проехать участок от Вижая до 2-го Северного протяженностью 55 км на машине и с лошадиной подводой или нет, и зачли бы им после этого "тройку". Одна спорщица приводила пример группы Карелина, которая хотела проехать от Вижая до 41-го квартала на машине: дескать, если карелинцы хотели это сделать, то и дятловцы сделали то же самое, и никто бы не обратил на это внимание, и дятловцам все равно зачли бы "тройку".
Ранее я уже приводил выдержки из отчета группы Карелина об этом походе (см. ссылку ниже) - так вот давайте посмотрим, что там карелинцы планировали, и сколько они в итоге прошли.
У карелинцев тоже была "тройка", они тоже прибыли в Вижай (9 февраля), и они действительно хотели проехать до 41-го квартала на машине, но, как написал Карелин, они "прозевали" машину:
"В лесничестве скопировали карту района, но на ней есть только реки и просеки. Вернее не просеки, а номера кварталов, так как просеки в районе сплошных порубок не прорубаются. В лесничестве, узнав наш маршрут: с. Вижай - г. Чистоп. - г. Ялпинг-Ньер - г.Ойка-Чакур - р. Велс - р. Кутим - с. Сольва - р. Сольва - г. Покровск-Уральский - посоветовали нам доехать до 41 участка, который находится на Лозьве выше Вижай, а оттуда пойти на г. Чистоп.
Однако мы прозевали машину, которая ушла на 41 участок. Поэтому мы остались на ночевку в Вижае. Ночевали в школе, где нас приняли очень хорошо. В Вижае есть столовая, в которой мы не упустили случая поужинать. Последняя ночевка в цивилизованном мире. Завтра мы уходим в тайгу. Пойдем на г. Чистоп по реке Тошемке...10 февраля в 9 часов утра мы вышли из Вижая."
Я полагаю, что ничего они не "прозевали" - Карелин был очень аккуратным и дисциплинированным человеком, это видно даже по тому, как они готовились к этому походу, и как тщательно Карелин составил этот отчет. Я полагаю, что им просто запретили ехать в 41-й квартал: в Вижае они были 9 февраля, уже после гибели дятловцев, и в 41-м квартале они могли узнать что-то, что им знать было не положено (от тех же лесорубов, с которыми общались дятловцы).
Но сейчас важно не это. Сейчас важно, сколько они в итоге прошли. И в этом отчете Карелин четко указал цифру - 316 км. На лыжах, с рюкзаками. А в конце своего отчета он даже сделал небольшую табличку, где расписал по дням, сколько километров они проходили и сколько времени шли.
"За шестнадцать дней пути по маршруту группа прошла всего 316 километров. Из них 238 километров с преодолением естественных препятствий. Весь маршрут пролегал по ненаселенной местности. Было организовано 11 ночевок в полевых условиях".
А если бы карелинцы все-таки добрались до 41-го квартала на машине? Тогда протяженность их маршрута стала бы еще больше. Они собирались от 41-го квартала двинуться на запад - к Верблюжьей горе и на Чистоп, а потом пойти на юг, и далее по своему маршруту (см. Фото 10).
Но в итоге они вышли из Вижая, и до Чистопа они, конечно, не дошли. Что - опять же к спору о правилах в спортивном туризме - никак не помешало зачесть им "тройку", так как поднятие на вершины гор в спортивном туризме (в отличие от альпинизма) не было обязательным требованием (эта безграмотная спорщица уверяла меня, что и группу Аксельрода в походе по Приполярному Уралу также должны были дисквалифицировать - так как они не захотели подниматься на гору Манарага, как планировали, а раз их не дисквалифицировали, то никто на эти правила особого внимания не обращал).
Так что группа Карелина свои положенные зачетные 300 км честно прошла. А если бы они проехали на машине до 41-го квартала - то они прошли бы еще больше. Можно посмотреть и отчеты других групп, которые делали лыжную "тройку" (например, отчет группы Согрина по походу по Приполярному Уралу - они выехали в поход из Свердловска на три дня позже дятловцев), и у них у всех протяженность зачетного маршрута (на лыжах, с рюкзаками) была больше 300 км (иногда - значительно больше 300 км).
А у дятловцев без этого участка в 55 км от Вижая до 2-го Северного получалось бы всего 245 "зачетных" километров. Это "двойка", но никак не "тройка". И поэтому никуда они, конечно, ехать на машине из Вижая не собирались. А собирались 26 января выйти на свой 300-километровый маршрут. С лыжами и c рюкзаками.
Продолжение: