Шесть лет в Твери существует лекторий «Живое слово». Сюда приезжают читать лекции ученые со всей России — будь то действие гравитации, причины провала российской демократии или культура питания XX века. Значительную часть этих лекций можно посмотреть на ютьюбе.
Недавно Минюст признал лекторий иностранным агентом. При этом даже не обратил внимание на то, что «Живое слово» не зарегистрировано как юридическая организация. По сути, иноагентом был признано название бренда. По словам создательницы «Живого слова» Любови Кукушкиной, лекторий не получал иностранного финансирования и окупался за счет продажи билетов и поддержки сообщества.
Была создана петиция с требованием снять с «Живого слова» статус иноагента, под которой поставили подписи больше шести с половиной тысяч человек. В защиту проекта высказались Екатерина Шульман, Юрий Дудь, врач-онколог Илья Фоминцев и многие другие.
Популярность небольшого регионального проекта после решения Минюста выросла: увеличилось количество подписчиков в социальных сетях и меценатов на Boosty, раскуплены билеты на ближайшие лекции.
«Я еще раз поняла, насколько это был правильный путь — жить с открытым сердцем и с опорой на общество, — написала в телеграм-канале Любовь Кукушкина, создательница „Живого слова“. — Что у них есть? Дубинки, бумажки, начальники, перед которыми они трясутся. А у меня есть целый мир. Вы можете признать иноагентом лекторий, меня, нашу шестилетнюю [дочь] Тамару и нашего геккона, но у вас никогда не получится нас сломать, потому что мы опираемся на широкую общественную поддержку. А люди понимают, кто настоящий, а кто выслуживается. Ну и главное, вся эта история подтолкнула нас к новой идее о развитии проекта, о которой я скоро напишу. Кризис — всегда время новых идей».