Средневековые баллады прекрасны. Любой хоть как-то образованный человек это понимает. Не зря благородные рыцари, взяв в руки лютню, а в помощники известного трувера, этими самыми средневековыми балладами плавили сердца своих прелестных избранниц, словно легкие снежинки, случайно залетевшие под жар июльского солнца.
Ни одна прекрасная дама не могла устоять перед прекрасной музыкой и чарующим голосом, поющим ей о любви. Особенно, если слова любви звучали на староокситанском. Сила музыки была такова, что женщины старых аристократических семей, бывало сдавались неприятелю быстрее, чем вражеское войско успевало захватить замок.
Да что говорить, даже сейчас бывает приятно послушать музыку, что дошла до нас из глубины средних веков. Звонкий перебор серебряных струн лютни и бархатный женский голос. Что может быть лучше?
А что, дорогой друг, если я скажу, что все те средневековые баллады, которые мы с удовольствием слушаем, не имеют почти никакого отношения к средневековой музыке, что топила, словно воск, женские сердца во времена рыцарей, турниров, труверов и куртуазной любви. Как так получилось? Давайте разбираться. А для начала, слушать настоящую средневековую музыку. Или не настоящую?
Говоря о средневековой музыке, мы с вами должны понять, что несмотря на то, что сами люди с тех далеких и славных времен не сильно поменялись, а вот вещи, что их окружают, изменились до неузнаваемости. И музыкальных инструментов эти перемены коснулись в полном объеме. И дело даже не в том, что стало больше инструментов, музыкальных школ и стилей исполнения, хотя это тоже важно. Главное в том, что изменились сами инструменты.
Люди, что играют сейчас средневековую музыку, даже если держат при этом в руках средневековую лиру, не всегда понимают, что это совсем не тот инструмент, что звучал под окном Алианоры Аквитанской и ее сестры Петрониллы. Вот даже не близко.
И если взглянуть на эту самую лиру или её ближайшую подругу виолу повнимательнее, то не сразу и поймешь, чем современные инструменты отличаются от средневековых. Вроде и корпус похож чрезвычайно, и дерево на него пошло точно то, что и в XII веке. Струны, форма - всё имеет сходство. Так в чем же дело? О чем ты вообще говоришь автор? А дело в том, что сходство это, почти всегда только внешнее.
Все современные инструменты, чьи голоса мы слышим в старинных балладах, что поют нам современные менестрели, сделаны принципиально по-другому, совсем не так, как их средневековые предки. А значит, и звучат тоже по-другому.
Никто больше не долбит корпус лиры или виолы из цельного соснового корня, который до этого сушили пару лет, просто для того чтобы он не развалился в процессе изготовления инструмента. Никто не вяжет струны из бараньих кишок, никто не делает смычок из толстой сосновой ветки. А дудочку не прожигает насквозь раскаленным гвоздем.
Зачем. Ведь есть напиленный уже массив дерева, отличные звонкие стальные струны и длинное сверло. Больше не нужно возиться с жаровней и раскаленным гвоздём. Потому что XXI век дал нам отличные станки с ЧПУ и программу, что подарит лучший из возможных голосов, этой новорожденной средневековой лире.
Ну а на крайний случай, если хочется инструмент ручной работы, есть умелые люди с отличным профессиональным инструментом. Электрическим в основном конечно. И вот именно поэтому все новоделы без исключения звучат по-другому. Хуже? Точно нет. Не хуже. Иначе.
Впрочем, иногда желание разобраться во всей этой истории бывает так велико, что находятся люди, готовые сушить еловые корни и варить натуральный рыбий клей вперемешку с другими чрезвычайно вонючими субстанциями. Просто для того, чтобы услышать, что за прелестная мелодия свела сердца пятнадцатилетней Петроннилы и Рауля, яростного пса войны, что годился ей в отцы и которого опасался даже французский король.
И понять, почему, когда эта мелодия перестала звучать, два человека, что совсем недавно не мыслили жизни порознь, забыли друг друга, будто никогда и не знали. Зачем нам это знать? Ну как зачем. Затем, что если ты открыл первую страницу этой истории случившейся одиннадцать веков назад, становится решительно неясно, как можно жить дальше, так и не узнав что произошло тогда в землях Аквитании.
Но для того, чтобы эта забытая мелодия зазвучала, одного инструмента недостаточно. Никогда не достаточно. Нужны умелые руки, а главное - понимание тех, старых не похожих на теперешние принципов создания музыки, что считались уместными и приемлемыми во времена рыцарей и менестрелей. Да дорогой друг, представление о прекрасном, бытовавшие во времена классического Средневековья, отличались от современных стандартов красоты во многом. И в музыке в том числе.
В XI – XIII веке было принято играть совсем иначе. Впрочем, невозможно описать музыку словами. Поэтому я не буду даже пытаться это сделать. Лучше давайте послушаем, что на самом деле звучало при Аквитанском дворе в те времена, когда Алианора была юна и наивна, рыцари смелы и отважны, а куртуазность не превратилась еще в бледную тень самой себя.
Ну что дорогой друг. Правда же отличается от той первой мелодии, что еще недавно казалась тебе такой средневековой. Скрипящие струны, необычный лад, непривычные современному уху сочетания инструментов. Все, буквально все не так. Тягучая, непривычная, странная мелодия. Плохая? Точно нет. Хорошая? Не уверен. Другая.
Ну вот, теперь мы знаем немного больше. О музыке, истории, и о том, чем можно растопить сердце прекраснейшей женщины средневековой Европы. Впрочем, говорят, что музыка фейри была еще более прекрасной. Но о фейри, их мелодиях и древнем рогатом боге, мы поговорим в следующий раз.